10 наиболее важных событий в Казахстане за 2020 год. Вспоминаем вместе с IaNews.kz.
1. Массовые погромы в Кордайском районе
7 февраля департамент полиции Жамбылской области заявил о том, что в селе Сортобе сельчане забросали камнями полицейский автомобиль, а позже распространил сообщение о том, что в селе Масанчи произошла массовая драка. Полиция утверждала, что конфликт локализован и ситуация находится под контролем, а официальный пресс-релиз разослала после сообщений в социальных сетях. Пользователи сообщали о том, что в двух селах Кордайского района – Сортобе и Масанчи вспыхнул межэтнический конфликт. Тем же вечером председатель ассоциации дунган Казахстана Хусей Дауров рассказал редакции МИА КазТАГ о том, что в Масанчи началась стрельба и ситуация ухудшается. Стало известно о подожженных домах, поджоге автомобилей, массовом насилии. Беспорядки происходили также в соседнем селе Сортобе.
Сотрудники силовых структур прибыли в охваченные беспорядками села только под утро – эксперты и общественность открыто признают, что силовики вмешались в ситуацию лишь после многочисленных публикаций агентства КазТАГ на протяжении всей ночи о происходящих погромах и эскалации насилия в регионе. Позже достоверность всех сведений КазТАГа была признана официально.
Основные фигуранты дела были приговорены к различным срокам заключения, однако в деле еще не поставлена точка.
2. COVID-19 и коронавирусная пневмония в Казахстане
13 марта стало известно, что коронавирус найден у двух граждан Казахстана, прибывших из Германии, а до этого – 11 марта Жандарбек Бекшин, занимавший тогда пост главного государственного санитарного врача, заявил: «По нашему прогнозу, где-то с 11-16-го у нас должен быть, все же наконец-то появится коронавирус в стране». Фраза «наконец-то» стала мемом, в интернете появилось множество демотиваторов и шуток на эту тему. Позже Бекшин был освобожден от должности главсанврача страны и назначен главным санитарным врачом Алматы.
15 марта президент Касым-Жомарт Токаев подписал указ о введении в стране чрезвычайного положения. По периметру ряда городов были выставлены блокпосты, сначала целые жилые комплексы, а затем отдельные подъезды, в которых выявляли зараженных, закрывали на различные сроки на карантин. Перемещение внутри населенных пунктов и между ними тоже было ограничено.
Режим ЧП завершился 11 мая.
10 июля посольство Китая предупредило своих граждан об эпидемии неизвестной пневмонии в Казахстане, «более опасной и смертельной, чем коронавирус». Позднее власти Казахстана признали пневмонию проявлением коронавируса и она получила название «коронавирусная пневмония», которой с начала пандемии в стране заболели более 45 тыс. человек, почти 500 – умерли. Самим COVID-19 за все время в Казахстане заразились свыше 150 тыс. человек, свыше 2,2 тыс. умерли.
Пандемия коронавируса сопровождалась и сопровождается в Казахстане различными скандалами, в том числе с неэффективными тратами бюджетных средств в период коронакризиса. МИА КазТАГ осуществляет мониторинг подобных проявлений с самого начала кризиса.
3. Прекращение полномочий Дариги Назарбаевой и смерть Айсултана Назарбаева
2 мая Токаев прекратил полномочия Дариги Назарбаевой на посту спикера сената. Председателем верхней палаты парламента был назначен Маулен Ашимбаев.
16 августа в Лондоне скончался сын Дариги Назарбаевой Айсултан Назарбаев, внук первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. По предварительным данным, у Айсултана Назарбаева произошла остановка сердца. Ранее он в постах с социальной сети Facebook выражал опасения за свою жизнь. Отметим, что еще в начале года Айсултан Назарбаев попросил политическое убежище в Великобритании.
Сейчас Дарига Назарбаева входит в партийный список Nur Otan и планирует попасть в мажилис по итогам запланированных на 10 января 2021 года парламентских выборов.
4. Новый закон о мирных собраниях
25 мая президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан», который вступил в силу 6 июня.
Официально заявлено, что в стране вводится уведомительный порядок организации мирных собраний, а местные исполнительные органы определяют места, в которых разрешается проводить митинги. Однако, несмотря на «уведомительный характер» мирных собраний, их организаторы нередко продолжают получать отказы в проведении мероприятий со стороны уполномоченных органов.
Кроме того, мирные собрания нельзя проводить до 9.00 и после 20.00, а одиночные пикеты не могут длиться дольше двух часов.
Организаторы и журналисты должны иметь отличительные знаки. Новый дизайн жилетов «Пресса» и других знаков отличия журналистов был разработан министерством информации и общественного развития, однако от их изготовления и распространения министерство самоустранилось.
Кроме того, закон запрещает проводить мирные собрания, если они организованы юридическим лицом, деятельность которого в Казахстане приостановлена или финансируются иностранцами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами.
5. Появление «парламентской оппозиции»
2 июня президент Токаев подписал закон «О внесении изменения и дополнений в закон Республики Казахстан «О комитетах и комиссиях парламента Республики Казахстан» по вопросам парламентской оппозиции», а также Конституционный закон Республики Казахстан «О внесении дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов». Законом вводится понятие «парламентская оппозиция» и оговаривается ее статус и правовое положение.
21 октября Токаев подписал указ о проведении 10 января 2021 года очередных выборов в мажилис VII созыва. 30 ноября министр юстиции Марат Бекетаев заявил, что в поручении Токаева об оппозиции в парламенте речь идет не о политической оппозиции, а только о квотах на места в парламенте для партий, не получивших там большинство.
6. Начало клинических исследований казахстанской вакцины против коронавируса
17 сентября начались клинические исследования казахстанской вакцины против коронавируса QazCovid-in. В клинических исследованиях вакцины принимали участие здоровые взрослые добровольцы в возрасте от 18 до 50 лет. В I фазе исследования, определяющей безопасность вакцины, принимали участие 44 добровольца, во II фазе, направленной на исследование иммуногенности – около 200 добровольцев. Фаза III началась с 25 декабря. В рамках третьей фазы клинических испытаний будут привиты 3 тыс. добровольцев. Испытания обещают завершить в конце марта 2021 года. Кроме того, с 22 декабря в Казахстане началось производство российской вакцины «Спутник V». Запуск массовой добровольной вакцинации населения страны планируется с начала 2021 года.
7. Увольнения и уголовное преследование чиновников от здравоохранения
3 ноября суд санкционировал арест бывшего министра здравоохранения Казахстана Елжана Биртанова в рамках уголовного дела по факту растраты бюджетных средств в особо крупном размере. По предварительной версии, экс-главу минздрава подозревают в хищении около Т526 млн, которые были выделены на цифровизацию.
Токаев освободил Биртанова с поста министра еще 25 июня. Его отставке предшествовали многочисленные скандалы в сфере здравоохранения, связанные с пандемией коронавируса – скандалы сопровождались многочисленными жертвами среди населения от COVID-19. В итоге пост главы минздрава занял Алексей Цой. Затем последовало еще несколько увольнений с высоких постов в сфере здравоохранения.
Так, 10 июля на расширенном заседании правительства Токаев в связи с ситуацией с коронакризисом поручил уволить руководителей ФСМС и «СК-Фармация», и в случае необходимости провести расследование. Как отметил глава государства, «все хотят работать в «СК-Фармация», «клановые интересы какие-то вокруг этой организации». Кроме того, президент добавил, что в ФСМС «нужно поставить более делового и менее гламурного человека». Вечером 10 июля стало известно, что Айбатыр Жумагулов покинул пост главы ФСМС, а Берик Шарип – главы «СК-Фармация».
1 августа, стало известно, что вице-министр здравоохранения Олжас Абишев был задержан службой экономических расследований комитета по финансовому мониторингу министерства финансов по подозрению в хищении бюджетных средств. 5 июня выяснилось, что экс-замглавы минздрава может быть причастен к хищению $1,5 млн.
Через две недели после задержания Абишева уже бывший председатель правления ТОО «СК-Фармация» Берик Шарип был арестован по обвинению в коррупции. Дело было заведено по факту злоупотребления полномочиями при закупе медицинских изделий в период ЧС, повлекшего тяжкие последствия.
Еще через месяц – 23 сентября, правительство заявило о том, что Людмила Бюрабекова «освобождена от должности вице-министра здравоохранения РК согласно поданному заявлению».
8 . Приговор экс-банкиру Жомарту Ертаеву
16 ноября бывший банкир Жомарт Ертаев был признан виновным в хищении Т144 млрд из АО «Bank RBK» и осужден на 11 лет лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права заниматься банковской деятельностью сроком на 10 лет.
Судебному преследованию Ертаева предшествовало его задержание в Москве. По версии следствия, он, будучи советником председателя совета директоров АО «Bank RBK», пролоббировал получение банковского займа подставным ТОО на сумму более $80 млн, а также осуществлял действия с целью невозврата заемных средств. Сам Ертаев утверждал, что «никогда не работал в Bank RBK», а упомянутый кредит получила компания «Ордабасы Комьюникейшнс», подконтрольная казахстанцу Динмухамеду Идрисову, и «деньги были перечислены на его личные счета». Досудебное расследование в отношении Ертаева велось по части 4 статьи 177 (мошенничество) УК РК.
9. Скандалы с быстровозводимыми инфекционными больницами
30 ноября ряд блогеров и журналистов сообщил о том, что пациентов инфекционной больницы на 280 мест в Алматы, построенной компанией BI Group за Т5,5 млрд, перевозят в другое медучреждение из-за серьезных проблем с отоплением. Отмечалось, что здание не выдержало первых же холодов. По официальной версии чиновников, причина переезда – открытие 30 ноября нового филиала ГКП на ПХВ «Городская клиническая инфекционная больница имени И. Жекеновой» по улице Дегдара, 10/2 в Турксибском районе, а новую больницу от BI Group было решено поставить «в резерв».
«Переезд» стал лишь частью череды скандалов с указанным медучреждением.
3 апреля в правительстве Казахстана сообщили, что по предложению министерства здравоохранения принято решение о строительстве трех инфекционных больниц из быстровозводимых конструкций в городах Нур-Султан, Алматы и Шымкент. Выяснилось, что возведением объектов займется компания BI Group, а стоимость строительства оценивается в Т14,8 млрд – позже стало известно, что стоимость может вырасти до Т18 млрд. Возведение больниц сопровождалось многочисленными нарушениями и вызвало широкое возмущение общественности. В частности, казахстанцев возмутили размеры затрат, отсутствие ПСД, а также то, что строительство медучреждения в Алматы ведется на территории уникального памятника раннего железного века без соответствующего согласования с археологами. Кроме того, казахстанцев возмутило то, что договор по больнице в Алматы заключили с BI-Industrial уже после появления сообщения, что это территория курганов. Отдельно на нарушения, которые могут негативно отразиться на памятниках, указали историк Нурлан Атыгаев, археолог Мирас Нурмухамбетов, историк Зайнулла Самашев, а также депутаты сената. В самой компании BI Group признали допущенные нарушения, но возложили ответственность на власти.
10. Территориальные претензии депутатов госдумы России к Казахстану
10 декабря депутат государственной думы РФ от партии «Единая Россия» Вячеслав Никонов в эфире государственного российского телеканала заявил, что «Казахстана просто не существовало, северный Казахстан вообще не был заселен».
12 декабря министерство иностранных дел Казахстана передало российскому дипломату ноту в связи с заявлением депутата госдумы. Вместе с тем, стало известно, что в Москве на заборе посольства Казахстана был размещен баннер «Северный Казахстан – русская земля». Инцидент произошел 11 декабря, на следующий день после заявления Никонова, тогда как в день его выступления произошел другой инцидент – сторонники вхождения Казахстана в состав России приковали себя наручниками к забору казахстанского посольства в российской столице. На фоне скандала первый зампредседателя думского комитета по делам СНГ Виктор Водолацкий выразил надежду, что конфликт будет улажен. 13 декабря стало известно, что плакат «Северный Казахстан ‒ это казахская земля» повесили уже перед консульством России в Алматы.
14 декабря появился фрагмент видео, на котором депутат госдумы Евгений Федоров, который возглавляет так называемое «Народно-освободительное движение», имеющее штабы и в Казахстане, а также вооруженные подразделения, комментируя слова Никонова, заявил о том, что Россия должна потребовать от Казахстана отдать территорию. А 16 декабря стало известно о том, что депутат госдумы от Либерально-демократической партии России (ЛДПР) Владимир Жириновский поддержал территориальные претензии к Казахстану со стороны своих коллег. В тот же день появились новые высказывания Федорова – в частности, он заявил, что России нужно отдать территорию Казахстана и области Беларуси и Украины. 22 декабря стало известно об очередных заявлениях Федорова, который, в числе прочего, сказал, что в России рассматривают народ Казахстана как российский народ, казахов – как часть русского народа, а Казахстан он назвал «сепаратистской территорией».
23 декабря министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди назвал территориальные претензии депутатов госдумы России «бредом сивой кобылы».