Главная > Новости > В стране > Кто «заказал» Габидуллу Абдрахимова?

Кто «заказал» Габидуллу Абдрахимова?

За наветами в адрес бывшего акима Шымкента стоят силы, которые хотят раздербанить городское автотранспортное хозяйство, рассказывает IaNews.kz.

Многие хорошие начинания в Казахстане часто рискуют остаться незавершенными по той лишь простой причине, что на смену сильным руководителям, управленцам, градоначальникам и т.д. приходят либо их прямые оппоненты, либо откровенно слабые менеджеры, которые очень быстро подпадают под влияния различных кланов и группировок, нацеленных на «дерибан» местного рынка и хозяйства. Нечто подобное происходит в эти дни в Шымкенте, когда выстроенная и налаженная при прежнем акиме Габидулле Абдрахимове централизованная транспортная инфраструктура, постепенно разламывается в угоду «серому рынку» и многочисленным хозяевам частных транспортных компаний, за которыми видны уши разных чиновников.

ПОЧЕМУ ХОТЯТ «УБИТЬ» ПРОЕКТ АБДРАХИМОВА?

Напомним, что незадолго до своей отставки Габидулла Абдрахимов доделал начатый амбициозный проект – запустил в третьем городе республиканского значения муниципальный автобусный парк. Новый большой автопарк открывали в Шымкенте на День города. На городские маршруты выехало 170 автобусов казахстанской сборки, только что сошедших с конвейера отечественного завода «СарыАркаАвтоПром».

Дело в том, что до наведения порядка в этой отрасли жизнедеятельности Шымкента, в южном мегаполисе более четверти сегмента рынка пассажирских перевозок были отданы на откуп недобросовестным частным компаниям. Более того, часть рынка контролировалась и совсем нелегальными перевозчиками. В общей сложности, на шымкентском рынке действовало 28 компаний, большинство из которых было представлено старыми и изношенными микроавтобусами, давно не обновлявшимся парком, забывшим и то, что такое ремонт и модернизация. В общей сложности, более полумиллиона пассажиров в сутки обслуживало 1,2 тысяч таких вот автобусов: без кондиционеров (что для Шымкента – смерть), без систем валидации (что позволяло формировать «черную кассу»), тесных с порванными сидениями, без пандусов и Wi-Fi.

Замысел Абдрахимова как градоначальника в том и заключался, чтобы убрать с улиц города старые, грязные, технически небезопасные и создающие условия для теневого дохода и создания так называемых «общаков» автобусы.

За пример был взят опыт Нур-Султана. В частности, был открыт муниципальный автопарк, для которого и закупили новенькие автобусы отечественной сборки. Оператором проекта стало АО «СПК «Shymkent», а в основу деятельности муниципального автопарка заложили принципы государственно-частного партнерства.

После того, как первые 170 автобусов выехали на городские маршруты, ожидалось, что в Шымкент прибудут следующие 130 green bus. К тому же, до конца года в муниципальном автопарке «Шымкент BUS» их должно было появиться еще 700 единиц. То есть, к 2020 году жители Шымкента получили бы в свое распоряжение 1 тысячу комфортабельных «зеленых автобусов», строго ходящих по графику, вплоть до позднего времени суток. Другими словами, в сегменте городской транспортной инфраструктуры Шымкент, наконец, начал бы соответствовать статусу третьего города республиканского значения.

Но случилось то, что случилось… Габидулла Абдрахимов покинул свой пост, а о преемственности никто и не хотел помышлять. Мало того, порядок и дисциплину, наведенные в секторе городского автотранспорта вмиг начали объявлять беспорядком и хаосом. Оказывается, централизация никому не нужна, она только мешает: бьет по карману теневых воротил, заставляя их либо инвестировать в свой бизнес и совершенствоваться, либо уходить с рынка. А новый градоначальник Ерлан Айтаханов быстро подпал под влияние разных лоббистов, которым выгодно оставить прежний status quo: множество недобросовестных участников рынка, не желающих обновляться, но стремящихся снимать «сливки» с пассажиропотока в городе республиканского значения.

ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

Началась процедура негласного саботажа уже реализованного проекта: из трехсот новеньких заказанных green bus на линию в Шымкенте выходят только 170 машин – те самые автобусы, которые были запущены по маршрутам еще в бытность Габидуллы Абдрахимова акимом города.

Значит, 130 автобусов по какому-то злому умыслу где-то простаивают и не выходят на маршруты. Тем самым, создается угроза срыва выплат по лизингу, что в конечном итоге искусственно подводится к дискредитации всего проекта Абдрахимова как такового.

Аналогично и крупный транш в 700 новых «зеленых автобусов» для Шымкента тоже повис в воздухе. Никаких автобусов с этого заказа также не появилось в городе.

Вместо этого все вновь возвращается на круги своя: лоббируются мелкие местные перевозчики, которые как не хотели, так и не хотят вкладывать деньги в собственное развитие и обновление собственных автопарков.

Для примера: автопарк основанной на ГЧП компании «Шымкент BUS» оснастили автозаправочной станцией, сервисным центром, автомойкой, общежитием для сотрудников, медицинским пунктом и столовой для водителей. Ожидалось и внедрение системы электронного билетирования «Оңай».

Симптоматично уже то, что на пост руководителя транспортной компании «Шымкент Bus» был назначен предприниматель, ранее возглавлявший одну из многочисленных частных транспортных компаний Еликбай Токбергенов.

Между тем, как само АО «СПК «Shymkent» возглавил Абильсеит Рабаев. Это бывший чиновник акимата Южно-Казахстанской области, который долгое время руководил управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог ЮКО. Более пяти лет назад привлекался даже к уголовной ответственности по факту хищения 130 млн. тенге, но был оправдан местным шымкентским судом.

Учитывая, что за много лет его работы в ранге руководителя профильного управления акимата города, не делалось никаких подвижек по созданию централизованной компании, которая могла бы как при Габидулле Абдрахимове стать стержневой компанией местного рынка пассажирских услуг, сделав их цивилизованными и развитыми, то закрадываются сомнения: придя на все готовое и реализованное до него, будет ли он продолжать этот курс или свернет проект, тихо саботируя и вставляя палки в колеса уже, казалось бы, налаженному процессу.

ОТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА К ПАССАЖИРОПОТОКУ

Стоит заметить, что сразу же после того, как Габидулла Абдрахимов покинул свой пост, ему вслед полетели инспирированные кем-то наветы: бывшего акима Шымкента и его команду пытались обвинить в коррупции. А когда эти обвинения не возымели действия, переключились на его детище – осуществленный проект АО «СПК «Shymkent» и муниципальной компании «Шымкент BUS» по обеспечению города сотнями современных «зеленых автобусов».

Под сомнения начали ставиться сами автобусы: выискивались якобы проектные и инженерные несовершенства заказанных на казахстанском заводе машин, в то время, как об аварийных китайских микроавтобусах недобросовестных перевозчиков Шымкента, субъективно умалчивалось.

Все это шло и разжигалось по немногочисленным каналам в социальных сетях. Как выяснилось, все это было выгодно не столько новому акиму Шымкента Ерлану Айтаханову, сколько другим местным кланам, под влияние которых новый градоначальник города республиканского значения попал довольно быстро.

Оно и понятно: не обладая такой пассионарностью как Габидулла Абдрахимов Ерлан Айтаханов продержался совсем не долго, в итоге впустив в знаковые ниши городского хозяйства людей быть может и не чужих для юга, но уж точно никаким боком сейчас к Шымкенту не относящихся.

Например, за поклепом в адрес Абдрахимова как акима, в особенности его работающего проекта современного городского автопарка «Шымкент BUS» стоит предприниматель в сфере выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции, чей бизнес на самом деле контролируется действующим акимом одной из областей страны.

Теперь эти люди хотят влезть в прибыльную сферу городского пассажирского транспорта Шымкента и, разумеется, проект бывшего акима Абдрахимова, который упорядочивал и выводил на белый свет многие бизнес-процессы в муниципальной автотранспортной среде, для них как серьезная заноза.

Пока Габидулла Абдрахимов был в силе и при власти в третьем по величине городе-миллионнике страны, ему удавалось не только продвигать нужные муниципальные проекты, но и отгонять от них жадные до денег местные кланы и группировки.

Когда же ему на смену пришел Ерлан Айтаханов, не обладающий соответствующей волей, характером и командой, его «крепость» быстро пала перед напором других более сильных групп.

Но будет ли сопутствовать этим группам успех, ведь практически все жизненные процессы внутри их команд заточены под один девиз: «Делай деньги! Все ради денег и во имя денег!». Про то, чтобы оставить хоть какой-то положительный след в истории, они даже не помышляют.