Обвиняемый в участии в военных действиях в Сирии в рядах запрещенной в Казахстане террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ/ДАИШ) Руслан Куанов в суде в Нур-Султане заявил, что такой войны он не видел, рассказывает IaNews.kz.
«В Науа-машари я преподавал в школе арабский, как учитель. Еще был переводчиком, мне дали кабинет. Я преподавал туркам арабский язык и Коран преподавал. Вторая жена захотела уехать в другой город, первая жена осталась. Потом началось окружение, такой войны я не видел. Была сильная бомбежка. Город Ракка длиной 4 км. Бомбило НАТО. Жесткая бомбежка была», — сообщил Куанов в суде в среду.
По его словам, также он поработал в охране границ города Ракка, где попал под бомбежку американцев.
«Я пошел в (…) охрану границы города (Ракка – КазТАГ), я носил им еду. Снова воспалилась нога. Затем я отключился, потерял сознание. Оказывается, самолет американский бомбил, я отлетел на несколько метров. Смотрю, нога сломалась в двух местах. Парень из (города – КазТАГ) Сатпаева Абусамад погиб под зданием у меня на глазах. Я лежал, ничего не боялся. Пушки, минометы, гаубицы начали бомбить. Конкретный ажиотаж, паника началась. Около часа я лежал. Потом два медика подошли ко мне, поставили укол в ногу. До второй бомбежки приехала машина, меня подняли на одеяле, забрали в больницу. В больнице сутки лежал. В тот день около 200 человек раненых привезли. Мне сделали операцию. Шесть дней был в больнице, три дня не мог есть, меня рвало», — рассказал подсудимый.
Потом, по словам Куанова, начали бомбить больницу.
«Мы были в бункере. Бомбили фосфором, все машины и здания вокруг сгорели. Меня отвезли домой, неделю лежал дома. Примерно в 21.00 во время намаза соседний дом самолет Б-52 разбомбил. Там местные жители жили. (…) Из Ракки мы уехали. В последние дни в Ракку приехали генералы НАТО, предлагали сдать город, договаривались. Снова бомбили. Американцы на следующий день договорились (с ИГИЛ – КазТАГ). Американцы обеспечили нас едой, машинами, мы выехали из города. Мы сказали спасибо американцам», — сказал он.
Далее, как рассказал Куанов, они поехали в город Хаджир, после их отправили в Ирак в город Румания, затем переехали в город Букомол (где он встретил знакомого татарина, потом переехал в город Уаля (там много казахов было), где есть река Евфрат, за которой была Сирия.
«С той стороны начали бомбить россияне. У меня уже была рука сломана, обе ноги сломаны. Автомат не могу держать. У меня не было дома, я отвез жену в Маташуха. Там знакомый сириец нам впустил в дом, там был дом для вдов. Я оставил ее там», — сказал подсудимый.
После долгих переездов он снова стал работать учителем арабского языка.
«(…) Потом поехал в Кишма. Там мне предложили работать учителем арабского языка. Там я зарабатывал, работал. К военным действия не имел отношения в то время. Потом снова начали бомбить НАТОвцы», — рассказал подсудимый.
Отвечая на вопрос прокурора, Куанов рассказал, как был снят видеоролик с участием казахстанцев в Сирии.
«Видеоролик снят был так. Я работал в Ракке в 2016-2017 годах. Ко мне подошли люди из медиацентра с обращением. Я сказал, у нас нет людей, кто бы выступил. Араб в очках, не помню имени, дал мне тему. Сейфолла Абулхаиров, еще ребята – пять человек, мы снимали видео, я переводил на арабский язык. Каждый готовил свой текст сам. В 2018 году видео вышло. Я не говорил, что нужно кого-то убивать. Я говорил в общем. В Казахстане же нет ученых. В мечети Сакани я выступал на видео. Я обращался к ученым. Говорил, чтобы не искажали Коран – про толкование говорил», — сообщил он.
По его словам, он поехал в Сирию в 2012 году с первой женой, там женился во второй раз, успел поработать в местной полиции.
Куанов отвечал на казахском языке. Так как у него спицы в ногах, суд разрешил ему выступать сидя.
Напомним, 22 октября в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Нур-Султана начался судебный процесс над 14 казахстанцами, подозреваемыми в участии в ИГИЛ. Судебное заседание проходит в учреждении минимальной безопасности ЕЦ-166/10 под охраной сотрудников в масках.