Такого результата страна достигла впервые за историю составления рейтинга, сообщается в пресс-релизе антикоррупционного движения Transparency International (TI), передает IaNews.kz.
В четверг, 23 января 2020 года, Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (CPI) за 2019 году. В этом году оценку восприятия коррупции в государственном секторе прошли 180 государств.
Опираясь на 13 видов опросов бизнесменов и экспертных оценок, эксперты TI оценили, насколько страны подвержены коррупции по шкале от нуля до 100, где ноль – уровень коррупции высокий, 100 — низкий.
В этом году основной темой глобального исследования определена политическая прозрачность, связь между политикой, деньгами и коррупцией, в том числе влияние правил финансирования избирательных кампаний на политическую власть и выборы, сообщает Transparency International.
По итогам 2019 года Казахстан набрал 34 балла и занял 113-ю позицию наряду с Филиппинами, Замбией, Непалом, Сальвадором и Свазилендом.
Казахстан оценивался на основе 9 источников: Индекс трансформации Фонда Бертельсманна (33 балла), страновой рейтинг Economist Intelligence Unit (20 баллов), Рейтиг Фридом Хаус Nations in Transit (24 балла), Рейтинг страновых рисков Global Insight (35 баллов), Ежегодник мировой конкурентоспособности IMD (55 баллов), Международное руководство по страновым рискам PRS (43 балла), Проект Разнообразие демократии (17 баллов), Всемирный экономический форум EOS (47 баллов), Индекс верховенства права Проекта Всемирного правосудия (36 баллов). В итоге за 2019 год Казахстан набрал 34 балла против 31-го балла в 2018 году.
— Казахстан демонстрирует поступательный рост в CPI. Вместе с тем, его половинчатый подход в приведении норм национального законодательства требованиям международной антикоррупционной конвенции ООН, к которой он присоединился более 10 лет назад, а также двойные стандарты в системе наказания лиц, осужденных за коррупцию, не позволяют, по мнению международного сообщества, преодолеть восприятие страны как высоко коррумпированной, — отмечают в Transparency International .
Странами лидерами стали Новая Зеландия и Дания с оценками 87 в каждой, аутсайдерами — Сомали, Южный Судан и Сирия с оценками 9, 12 и 13 соответственно.
Международные эксперты пришли к выводу о том, что принятие политических решений служит интересам общества и ограничивает коррупцию в том случае, если имеются четкие правила подотчетности и прозрачности финансирования избирательных кампаний, политических партий и лоббистской деятельности.
В странах с низким уровнем коррупции такие правила прописаны в законодательстве и источники финансирования открыты для изучения публичностью.
По данным исследования «Разнообразие демократии» V-Dem, в странах, где правила финансирования избирательных кампаний являются всеобъемлющими и применяются на практике, средний балл в CPI составляет 70 баллов.
И наоборот, страны, в которых такие правила не существуют, либо плохо соблюдаются, набирают в среднем лишь 34 и 35 баллов соответственно, поскольку в этих странах с высоким уровнем коррупции наблюдается неравномерный баланс сил в контроле над финансовыми потоками и принимаемыми решениями.
Кроме того, эксперты TI заострили внимание на роли общества в процессе принятия решений. Как правило, страны с более высоким уровнем вовлечения наиболее важных политических, социальных и деловых субъектов в процессы принятия решений, набрали в среднем 61 балл. В тех странах, где мнение общества не учитывается или учитывается формально, страны набрали не более 32 баллов.
На постсоветском пространстве лидерами стали Грузия – 56 баллов, 44-е место, Беларусь – 45 баллов, 66-е место, Армения – 42 балла, 77-е место. Молдова набрала 32 балла, 120-е место, Украина – 30 баллов, 126-е место, Азербайджан – 30 баллов, Кыргызстан – 30 баллов, 126-е место, Россия – 28 баллов, 137-е место, Узбекистан – 25 баллов, 153-е место, Таджикистан – 25 баллов, Туркменистан –19 баллов, 165-е место.
В Центральной Азии лидером остается Казахстан – 34 балла, 113-е место.
Исходя из этого, для снижения коррупции, повышения прозрачности деятельности и восстановления доверия к правительствам, Transparency International рекомендует:
2. Обеспечить прозрачность бюджетов и качество общественных услуг, устранив возможность для преференций личных связейи особых интересов;
3. Повысить прозрачность в управлении конфликтами интересов, конкретизации наступления ответственности и устранения проблем «вращающихся дверей»;
4. Урегулировать лоббистскую деятельность путем обеспечения открытого и значимого доступа к принятию решений;
5. Повысить избирательную честность, предотвращать и ограничивать кампании по дезинформации;
6. Обеспечить расширение прав и возможностей граждан и защиты активистов, осведомителей и журналистов;
7. Усилить систему сдержек и противовесов и содействовать разделению властей.