В настоящее время сеть общественного питания развивается быстрыми темпами. В городах и селах открываются различные кафе и рестораны, а также множество объектов быстрого питания, в которых мы обедаем или ужинаем, проводим семейные торжества или деловые встречи.
В преддверии новогодних праздников многие из нас планируют проведение корпоративных вечеров, встречи с друзьями и знакомыми в праздничной, неформальной обстановке. И бывает довольно неприятно, когда посещение кафе или столовой сопровождается неожиданными последствиями в виде пищевого отравления, обнаружения в блюде посторонних предметов, насекомых и т.п.
В 2017 году при проведении по заказу Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан социологического и аналитического исследования по вопросам прав потребителей, респонденты указали, что в Казахстане среди нарушений в сфере общественного питания чаще всего встречается некачественное обслуживание – 43%, несоблюдение сроков годности и хранения продуктов – 33%, несоблюдение санитарных требований к работникам по содержанию предприятия, оборудования, инвентаря – 26% и реализация некачественных продуктов питания – 21%.
Что нужно знать потребителям в подобных ситуациях и как возместить причиненный убыток (вред)?
К объектам общественного питания предъявляются обязательные для исполнения требования по безопасности и качеству товара (услуг), которые устанавливаются различными законами, строительными нормами, санитарными правилами, техническими регламентами и т.п. В частности, Законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей» определено право потребителей на надлежащее качество и приобретение безопасного товара (услуги). Это означает, что при посещении столовых, кафе и ресторанов предоставляемые там услуги должны быть безопасны для нашей жизни и здоровья.
Закон устанавливает, что при посещении мест общественного питания потребитель в случаях обнаружении недостатков в оказанной услуге вправе по своему выбору потребовать:
— безвозмездного устранения недостатков в оказанной услуге;
— соответствующего уменьшения вознаграждения за оказанную услугу;
— повторного оказания услуги.
Также потребитель имеет право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если недостатки в оказанной услуге не были устранены исполнителем либо если недостатки услуги являются существенными и неустранимыми.
Например, если заказанный Вами салат имеет несвойственный ему запах прокисших продуктов, затхлого мяса или в нём обнаружены насекомые, то Вы имеете право на замену данного блюда на новое, свежеприготовленное или вообще отказаться от заказа и покинуть данное заведение. При обнаружении в заказанном блюде посторонних включений (тараканов, проволоки, волос, ногтей и т.п.) необходимо знать, что Вы имеете право на фото- и (или) видеофиксацию. И согласно статье 24 закона работникам объекта общественного питания (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан) запрещено ограничивать право потребителя в отношении применения фото-, видеосъемки. При возникновении конфликтных ситуаций относительно определения безопасности и качества блюд можно обратиться в экспертные лаборатории (например, в филиалы Национального центра экспертизы, которые находятся в г. Петропавловске и во всех районных центрах области).
Если после посещения кафе или столовой, употребления различных блюд и фаст-фудов возникли какие-либо негативные последствия, помните, что в соответствии со статьей 16 закона потребитель имеет право на возмещение убытков (вреда), причиненных его жизни, здоровью вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (услуги), в полном объеме.
Таким образом, из норм закона следует, что если Вы получили отравление или был причинен иной вред здоровью (например, сломали зуб в результате наличия в блюде постороннего предмета), то Вы имеете право предъявить претензию о возмещении ущерба. Для этого первым делом необходимо получить медицинское заключение, которое зафиксирует факт причинения вреда. При проведении медицинского обследования необходимо указать врачу все факторы, которые могли сказаться на состоянии Вашего здоровья (место, где Вы съели некачественную еду, невыполнение сотрудниками кафе санитарных правил и т.п.). Если в наличии имеются остатки продуктов, после употребления которых у Вас возникли симптомы отравления, то их желательно отдать на исследование (экспертизу). Также следует обратиться в уполномоченные органы в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в компетенцию которых входит проведение внеплановой проверки в случаях обращения физических лиц по конкретным фактам причинения либо об угрозе причинения вреда жизни, здоровью человека.
При назначении курса лечения обязательно сохраните все кассовые чеки на покупку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также за оплату экспертных, медицинских, транспортных и иных услуг. Данные документы будут необходимы при предъявлении требований о возмещении материального ущерба (вреда), так как сумма этих затрат подлежит возмещению. Также, если по причине болезни, вызванной некачественной едой, Вы не смогли ходить на работу и Вам выплатили лишь пособие по временной нетрудоспособности, то Вы имеете право требовать выплату компенсации заработка (дохода), который Вы имели либо определенно могли бы иметь.
Имея на руках заключение врача и, желательно, результаты экспертизы и другие подтверждающие документы, Вы в соответствии со статьей 22 закона вправе обращаться к исполнителю услуги с претензией об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке. Если в течение десяти календарных дней исполнитель не даст ответа на претензию или откажется устранить нарушения и возместить причиненный убыток (вред), потребитель вправе обратиться в суд. В исковом заявлении можно потребовать не только материальную компенсацию убытков (вреда), причиненных здоровью, но сумму компенсации, которая, по мнению потребителя, обеспечит возмещение причиненного ему морального вреда.
За консультацией по вопросам защиты прав потребителей при приобретении товаров (работ, услуг) можно обращаться на телефон «горячей линии» 8-(7152) 53-41-94 Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Северо-Казахстанской области (г. Петропавловск, ул. Парковая, 57 «В»).