По официальным данным, в Казахстане живут 3 тысячи детей с аутизмом, но на самом деле таких детей в стране больше, передает iaNews.kz.
Фонд ведет проект «Каждый ребенок достоин школы». Благодаря ему более 120 детей с аутизмом и особыми потребностями начали ходить в школу и получают качественное образование.
«Мы заходим в школы, открываем кабинеты поддержки инклюзии, создаем междисциплинарные команды специалистов. Команда ведет каждого такого особенного ребенка, вводит его в общеобразовательный процесс. Каждый ребенок ходит в обычный класс. Инклюзия начинается с первых 15 минут, потом ребенка выводят. В кабинете поддержки инклюзии с ребёнком работают дефектологи, специалист по анализу поведения, логопеды, сопровождающие лица. У нас в проекте были дети, которые вообще не говорили, не имели навыков самообслуживания, социальных навыков. Спустя два года 90% детей демонстрируют усвоение школьной программы. Они участвуют в конкурсах, олимпиадах, имеют друзей», — рассказала директор фонда Динара Чайжунусова.
На сегодня таких кабинетов 10 в школах Астаны и Алматы. В ближайшие два года фонд планирует открыть хотя бы одному такому кабинету в каждом регионе Казахстана. При этом Динара Чайжунусова отметила, что дети с аутизмом — самая тяжелая категория среди детей с особыми потребностями в этом плане, потому что, как правило, школы не готовы к принятию таких детей. Им легче отказаться и отправить их на надомное обучение.
Помимо этого существует, как отметила Д.Чайжунусова, проблема в самих родителях, которым трудно принять то, что у ребенка аутизм. Хотя аутизм — это не такой страшный диагноз. Развитые страны уже давно перешли от медицинской к образовательной модели работы с детьми-аутистами.
«Конечно, спектр аутизма очень широкий: от низкой функциональности до практически гениальности. Дети очень разные. Ребенок может быть гением в математике, но так и не научиться бегло читать. Это не должно быть поводом, чтобы ребенок сидел дома (…) Важно, чтобы люди не боялись (…) В Казахстане существует такая проблема — аутизм относится к спектру психических нарушений. Поэтому родители должны приходить в психиатрические учреждения и получать диагноз, который имеет право выписать только психиатр. Поэтому из-за доли стигматизации не все родители доходят. Из-за этого страдает статистика. Официально в Казахстане 3 тысячи таких детей, на самом деле их гораздо больше», — добавила Динара Чайжунусова.
С 2008 года 2 апреля, по решению Генассамблеи ООН, отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Во всём мире общественные деятели, общественные организации, здания подсвечиваются синим цветом для того, чтобы привлечь внимание как можно большего количества людей к проблемам таких детей. Потому что таким людям необходима поддержка и социализация.