Помня о том, что бывший спикер сената за свою карьеру показал себя на нескольких высоких государственных должностях — был министром иностранных дел, возглавлял правительство, на протяжении десяти лет являлся председателем сената, — аналитики склоняются к точке зрения, которую в 2016 году высказал председатель комитета Государственной думы России по делам СНГ Леонид Слуцкий, передает IaNews.kz.
Российский депутат охарактеризовал Токаева, занимавшего тогда должность председателя верхней палаты парламента, как политика «не европейского, а большего масштаба». Для того, чтобы понять, почему распространено такое мнение — нужно вспомнить политическую биографию второго президента страны.
Многогранный дипломат
Назначение министра иностранных дел на пост главы правительства в 1999 году многих удивило, но, очевидно, что первый президент республики Нурсултан Назарбаев уже некоторое время готовил дипломата к этому назначению. Так, возглавляя МИД, Токаев одновременно был первым заместителем премьер-министра, что давало ему возможность вникнуть в вопросы внутренней политики.
Да и дальнейшая карьера Токаева, путь которого пролегал через МИД, сенат, ООН и вновь сенат, позволяет предположить, что уже в начале 2000-х он рассматривался как один из вероятных преемников Назарбаева. За последние 19 лет дипломат получил значительный опыт и знания, научился разбираться как в вопросах международного сотрудничества, так и во внутренних проблемах республики, лавировать в рамках казахстанской элиты.
Образованность и эрудиция Токаева, который закончил московский МГИМО и много лет работал в качестве посла СССР в Сингапуре и Китае, располагали к нему как коллег в правительстве, так и дипломатов разных стран, что облегчало его работу по продвижению международных интересов Казахстана. Также на момент назначения премьер-министром он был чуть ли не единственным политиком, непричастным ни к каким скандалам и не ориентированным на лоббирование интересов крупного бизнеса — а это дорого стоит. Примечательно, что те годы свое первое заседание в качестве премьер-министра политик начал с речи о недопустимости коррупции и дал понять, что не намерен продвигать никаких других интересов, кроме государственных.
Ответственные посты, которые Токаев занимал в ООН с 2011 по 2013 год, позволили ему повлиять на многие резолюции и способствовать проведению важных международных мероприятий. Так, по его собственному признаю, одним из наиболее значимых событий того периода стала международная конференция по Сирии «Женева-1». На ней страны приняли женевское коммюнике, заложившее правовую основу урегулирования сирийского кризиса.
Вообще, надо отметить, что Токаев был первым выходцем из Азии, который стал заместителем генерального секретаря ООН — генеральным директором отделения организации в Женеве. Также он был генеральным секретарем Конференции ООН по разоружению, а позже он также был избран вице-президентом Парламентской ассамблеи ОБСЕ.
Однако в 2013 году дипломата, к удивлению коллег по ООН, отзывают обратно в Казахстан, где он во второй раз за карьеру становится председателем сената, — напомним, что это вторая должность в стране. Эксперты сходятся во мнении, что уже тогда началась его подготовка к тому, что в будущем занять самый высокий пост в Казахстане.
Старая концепция, собственный взгляд
Несмотря на то, что Токаев всегда был верным сторонником Назарбаева, работа в Женеве подарила ему опыт самостоятельной политической деятельности. Второй президент Казахстана (в немалой степени благодаря свободному владению русским, английским, французским и китайским языками) ясно видит роль, которую играют для республики Китай, Россия и США, осознает степень их влияния также и на внутренние процессы в стране.
По общему мнению, Токаев ценит принципы демократии в ее европейском понимании. Учитывая возросшую роль правительства и парламента в управлении республикой после реформ 2018 года, новый глава государства должен будет больше внимания уделять внешней политике. Поэтому именно такой человек как Токаев — дипломат с двадцатилетним стажем — стал бы идеальным кандидатом от правящей партии «Нур Отан» на грядущих президентских выборах.
Примечательно, что на протяжении всей своей карьеры, как в Казахстане, так и в ООН, Токаев активно выступал за ядерное разоружение. Он заявлял, что процесс распространения ядерного оружия необходимо остановить, и называл это вопросом жизненной важности. Также он призывал бороться с такими проблемами как нелегальная миграция, наркотрафик и торговля людьми, изменение климата и загрязнение водоемов.
Например, именно при премьер-министре Токаеве была уничтожена последняя штольня для ядерных испытаний на бывшем Семипалатинском ядерном испытательном полигоне. Несколько лет спустя, будучи председателем сената, он активно содействовал проведению саммита ОБСЕ в Астане в 2010 году — первому за 11 лет. Токаев подчеркивал, что именно во время этого мероприятия страны ввели термин «сообщество безопасности» — зона, свободная от разделительных линий и конфликтов.
— Эта встреча в верхах состоялась после более чем десятилетнего вынужденного перерыва и придала значительный импульс трудному процессу достижения консенсуса по проблемам безопасности, — так оценивал Токаев прошедший саммит, выступая на международной конференции «Достижения и вызовы ОБСЕ к юбилею Хельсинкского Заключительного акта и Саммита в Астане» в МИД.
Слухи о скорой отставке Елбасы ходили в Казахстане на протяжении последних нескольких лет, и все это время оппозиционные СМИ высказывали опасения, что преемник Назарбаева окажется лишь тенью и марионеткой первого президента. Однако первые недели правления Токаева уже опровергают эти опасения.
Так, руководитель аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин в интервью агентству Sputnik заметил, что у нового главы государства прослеживается собственная линия на формирование команды. Например, он начал продвигать дипломатов, с которыми ранее работал, а несколько отставленных Назарбаевым политиков вернулись к некоторому участию в государственных делах.
При этом даже после победы на выборах он очевидно будет работать с нынешним правительством — если бы его не устраивала конфигурация, кабинет министров заменили бы сразу. Впрочем, похоже, это вопрос явно второстепенной важности: ведь, как на международной арене, так и во внутренней политике Токаев на протяжении всей своей карьеры отличался тем, что умел совмещать продвижение идей Назарбаева с собственным взглядом на проблемы. Именно это качество позволит ему в случае избрания продолжить знакомый курс, не ломая систему, но совершенствуя ее.