За 4 месяца текущего года в Казахстане было произведено 1,2 млн тонн бензина, в том числе авиационного — на 9% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее, а также 1,6 млн тонн дизельного топлива — плюс 10,3% за год, передает IaNews.kz со ссылкой на исследование Еnergyprom.
Наибольшие объемы выпуска пришлись на Павлодарскую область: 38,6% производства бензина и 41,4% — дизельного топлива. Здесь расположен один из мощнейших НПЗ страны — Павлодарский нефтехимический завод.
35,6% производства бензина и 25,3% выпуска дизельного топлива обеспечил Шымкент, где работает Шымкентский НПЗ — ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП). Атырауская область обеспечила 24,6% производства бензина и 29,3% — дизеля. Здесь действует Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ).
По итогам января–марта 2019 года казахстанские производители обеспечивают уже 98,2% спроса на бензин и 93,1% — на дизтопливо. Благодаря росту производства и политике импортозамещения в секторе, импорт бензина сократился почти на 94% за год, до 16,7 тыс. тонн. Экспорт увеличился в 11,2 раза за год, однако его объёмы незначительны — всего 665,9 тонн.
Ранее отсутствие экспорта было обусловлено законодательно, однако ситуация изменилась. Вице-министр энергетики Махамбет Досмухамбетов объявил, что в июле планируется начать первые поставки бензина в Кыргызстан.
Ранее в Минэнерго сообщали, что Казахстан будет экспортировать бензин в Кыргызстан небольшими партиями по 10 тыс. тонн. Экс-вице-министр ведомства Болат Акчулаков (с апреля 2019 года — генеральный директор ассоциации KAZENERGY) говорил о том, что в стране накоплены излишки бензина.
По итогам мая 2019 года в среднем по городам страны цены на популярный бензин АИ-92 снизились на 6,9% за год, до 147,6 тенге за литр. Стоимость АИ-95/96 также снизилась — на 3,8%, до 168,6 тенге за литр; стоимость АИ-98 — на 3,4% за год, до 185,9 тенге за литр. Примечательно, в то же время, что цены на летнее дизельное топливо сильно выросли — на 13,5%.
Несмотря на то, что потребителям снижение цен на бензин на руку, нефтяникам это может создать проблемы, считают в Минэнерго. «В Казахстане на сегодня продолжается профицит по высокооктановому бензину АИ-92 и АИ-95. Поэтому рынок реагирует, предложений по бензину много, потребление сильно не растёт. Для нефтяников это не очень хорошая история. Потому что поставлять нефть на внутренний рынок становится всё менее эффективно для них. По сравнению с экспортом значительный разрыв получается. А для потребителей это хорошо. Но рынок реагирует так, как он реагирует», — заявил министр энергетики Канат Бозумбаев.
Министр отметил разнонаправленность российского и казахстанского рынков. Пока в Казахстане бензин дешевеет, в России цена растёт. По словам Каната Бозумбаева, снижение стоимости бензина не связано со снижением глобальных цен на нефть. «Сегодня цена на внутреннем рынке на нефтепродукты формируется на рыночной основе — на основе котировок Argus», — объяснил он.
Те временем в Западно-Казахстанской области, близ посёлка Алгабас Теректинского района, планируют строить четвёртый нефтеперерабатывающий завод. Стоимость проекта — 420 миллионов долларов США. Сырьё на новый НПЗ будет поставляться с Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения. На строительство нового завода инвесторы берут два года и планируют запустить его до конца 2020-го.
Проект строительства завода по глубокой переработке нефти и производству автомобильного бензина, дизельного топлива, керосина и битума в ЗКО реализует ТОО «ABC-Мунай» совместно с арабскими инвесторами. ТОО «ABC-Мунай» уже приобрело земельный участок площадью 59,8 га, провело рекультивацию земель и приступает к строительству нулевого цикла НПЗ.