Цифровизация госуслуг – процесс, требующий немало времени. Предоставление, казалось бы, даже самой простой услуги заключает в себе огромное количество действий и затрачиваемых ресурсов, однако ввиду развития современных цифровых технологий появилась возможность автоматизировать эти процессы, передает IaNews.kz.
Государственная корпорация «Правительство для граждан» как единый провайдер государственных услуг в стране определила одной из своих приоритетных задач оптимизировать и добиться саморегулирования технической составляющей системы, чтобы свести к минимуму участие человека в предоставлении госуслуг. Совместно с госорганами, реализующими цифровые проекты, в этом направлении уже удалось достичь видимых результатов. За 2019 год через ЦОНы оказано 24,4 млн услуг, а количество услуг, получаемых гражданами самостоятельно через зоны самообслуживания выросло на 4 млн по сравнению с прошлым
.
Между государством и гражданами налаживается диалог, благодаря которому становится понятно, в чем именно нуждается население. В результате анализа потребностей казахстанцев создаются различные проекты, среди которых есть онлайн-помощники. Теперь, не имея под рукой компьютера, всегда можно зайти в Телеграмм-бот, в чат-боты в Facebook и ВКонтакте либо в приложение «eGov Mobile», чтобы получить множество услуг. Все эти возможности внедряются на основании пожеланий граждан, которые и задают направление работы Правительства для граждан.
Нет бумажным справкам
2019 год запомнится казахстанцам отказом от адресной справки. Это событие точно останется в истории, ведь ежегодно казахстанцы в среднем приходили за ней в ЦОНы 10 млн раз. Теперь же в этом нет нужды. Требование с граждан адресной справки обрело статус «незаконно» с 1 ноября текущего года. Наконец, людям не нужно лишний раз бежать в ЦОН, ведь достаточно быть зарегистрированным на портале электронного правительства и просматривать адресные сведения в личном кабинете.
К слову, в будущем планируется упростить еще 27 справок. Тогда для казахстанцев и вовсе отпадет необходимость посещать центры обслуживания населения и другие госорганы в поисках необходимого документа.
От принципа «одного окна» — к принципу «одного заявления»
В Казахстане увеличат количество услуг, оказываемых по принципу «одного заявления». Таким образом ныне имеющиеся 55 госуслуг будут объединены в 21. К тому же, не нужно будет обращаться в ЦОН по каждой из них. Композитные услуги созданы для того, чтобы, написав лишь одно заявление получить сразу несколько услуг.
К примеру, сейчас приходится подавать 4 разных заявления на получение актов на землю, но уже в 2020 году все 4 акта будут объединены в одну услугу – изготовление и выдача идентификационных документов. Эта же услуга будет доступна на портале egov.kz.
Особенно полезной композитная услуга уже успела стать для пенсионеров. За последний год с момента его запуска почти сто тысяч казахстанцев вышли на заслуженный отдых, подав всего одно заявление вместо четырех.
Оформи пособие проактивно
Проактивно оказываемые услуги сегодня довольно востребованы, ведь они позволяют гражданам и вовсе не обращаться в госорганы, госуслуги находят их сами.
Сегодня предоставляются 3 такие услуги: по рождению ребенка, по назначению госпособия многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа» и по назначению пенсий. То есть, для получения услуг по трем этим услугам гражданам нет нужды предпринимать что-то самостоятельно. На телефон им поступят SMS-сообщения с предложением о получении той или иной услуги удаленно.
Отметим, что к 2020 году госкорпорацией «Правительство для граждан» с другими государственными органами запланирована реализация 17 проактивных услуг, которые в себе объединят ныне оказываемые 27 госуслуг.
ЦОН в кармане
Сегодня казахстанцы могут получать услуги не просто быстро, а прямо на месте, где бы они ни находились. И самое главное, что граждане пользуются этой возможностью с помощью мобильного приложения электронного правительства «eGov Mobile». Разобраться в нем не составит труда. Достаточно скачать на телефон ЭЦП либо зарегистрироваться в базе мобильных граждан через ЦОН.
Однако необходимость работы ЦОНов все же не отпала, ведь есть люди, которые предпочитают лично обращаться к услугодателю, или не имеют возможности получать услугу онлайн. Для этого сегодня по всей стране работают 348 фронт-офисов, среди которых есть специализированные, миграционные и цифровые центры. Там казахстанцы все также могут получать услуги и ответы на свои вопросы.
Все эти процессы автоматизации и оптимизации госуслуг направлены на то, чтобы сократить количество документов и сроки оказания услуг, избавив тем самым казахстанцев от бумажной волокиты, при этом, не обременяя их простаиванием в очередях в ЦОНах. К слову, это лишь небольшая часть изменений, которые ожидаются в сфере цифровизации госуслуг в ближайшее время.