Депутат Мажилиса от Народной партии Казахстана Ерлан Смайлов требует разработать четкие процедуры по обеспечению прозрачности и открытости привлечения госкредитов. Он также заявил о критическом уровне государственного долга Казахстана. Соответствующий депутатский запрос он озвучил на пленарном заседании Мажилиса, сообщает IaNews.kz со ссылкой на Kazpravda.kz.
Депутат напомнил, что одним из главных элементов устойчивости финансовой системы страны и экономики в целом является способность государства качественно и адекватно управлять рисками и возможностями, связанными с государственными внутренними и внешними заимствованиями, государственными поручительствами и гарантиями.
«Считаем, что эта сторона деятельности Правительства существенно недооценена как с точки зрения управления рисками и возможностями, так и, собственно, на всех этапах, связанных с внутренними и внешними заимствованиями, предоставлением госгарантий и поручительств, – от этапа планирования до расходования привлеченных средств и оценки результатов»
– считает Ерлан Смайлов.
При этом, констатировал мажилисмен, провести более детальный анализ соблюдения ограничений по расходам на обслуживание и погашение долга на прогнозируемый период не представляется возможным, поскольку расходы на погашение кредитов в нарушение статьи 13 Бюджетного кодекса в проекте бюджета не раскрыты.
«Без гласности в этих вопросах доверие к устойчивости финансовой системы и способности управлять рисками сведено к минимуму»
– сказал депутат.
Между тем, по данным Министерства финансов, по состоянию на 1 января 2021 года общий долг – государственный, гарантированный государством, по поручительствам государства – составил суммарно 21,5 трлн тенге (51,2 млрд долларов США).
«И это по курсу 420,71 тенге за 1 доллар США. Из них внешний долг Правительства 16,39 миллиарда долларов США, гарантированный государством внешний долг – 1,63 миллиарда долларов США, внешний долг по поручительствам государства – 68 миллионов долларов США. Фракция Народной партии обращает внимание Правительства и считает, что государство должно избавиться от иллюзии показателя 27-процентного соотношения госдолга к ВВП. Более того, приводятся еще более опасные аргументы – рекомендации международных финансовых организаций и пример стран Европейского союза, где этот показатель составляет 50% от ВВП. Исторический опыт дефолтов стран-банкротов – Греции, Аргентины, Исландии и других – должен быть тщательно изучен Правительством и предостеречь его от ловушки должника. Чем обосновывается экономический оптимизм Правительства – малопонятно»
– заявил депутат.
Тревожит депутата и тот факт, что суммарные расходы на обслуживание и погашение правительственного долга, составляющего 81% государственного долга, вырастут с 1,531 трлн тенге в 2020 году до 2,026 трлн тенге в 2021 году, с дальнейшим увеличением до 2,74 трлн тенге в 2025 году.
«Это в разы превышает бюджет развития, а также ограничения долговой нагрузки на бюджет (15%), установленные Концепцией формирования и использования средств Национального фонда»
– констатирует Ерлан Смайлов.
Вызывают недоумение у депутата и цели кредитов. Так, в бюджете на 2021-2023 годы предусмотрены расходы в сумме 709,8 млн тенге на завершение обязательств перед кредитором по кредитной линии Королевства Испании – по кредиту АО «Астана Горкоммунхоз» в целях улучшения экологической обстановки и утилизации отходов столицы.
«Предприятия этого сегодня уже нет. О состоянии экологической обстановки и утилизации отходов лучше спросить у жителей столицы, насколько они удовлетворены и довольны. Возникают резонные вопросы и выводы: где эффективность и реальные результаты для казахстанцев от этих долгов, которые еще предстоит отдавать новым поколениям жителей страны? И после таких вот затрат Правительство отвечает, что денег на повышение доходов населения – зарплат бюджетников, пособий по уходу за детьми, для лиц с инвалидностью, пенсий и стипендий, нет! Их и не будет, если отдавать долги за кредит 2001 года за ликвидированное предприятие и нерешенные вопросы»
– возмутился Ерлан Смайлов.
Возмущают депутата и кредиты, взятые Казахстаном для борьбы с COVID-19.
«Правительство страны оформило два кредита у Азиатского банка развития на сумму 1,5 миллиарда евро на «предоставление налогово-бюджетного стимулирования, включая смягчение серьезного негативного влияния пандемии COVID-19 на здоровье, доходы и экономические возможности». Общие фразы. В открытом доступе отсутствует информация о политике развития, как и сам план расходования средств. Все это актуализирует вопрос о прозрачности и обоснованности решений по необходимости привлечения государством международных кредитов, предоставления государственных гарантий и поручительств. Надо ли занимать? И на каких условиях? И как тратятся заемные средства? Насколько эффективно? Какой конкретный качественный результат они дают?»
– задался вопросами мажилисмен.
В этой связи депутаты НПК требуют разработать государственную Стратегию управления государственным долгом, четкие процедуры по обеспечению прозрачности и открытости привлечения кредитов, а также институционализировать участие гражданского общества в разработке и принятии решений на всех этапах привлечения кредитов, предоставления госгарантий и поручительств.