Одной из главных тем в стране в предстоящей пятилетке будет экологическая, а точнее мусорная: природоохранное министерство пообещало к 2025 году полностью решить проблему со свалками. Однако экоактивисты с большим сомнением пока относятся к тому, что эта грандиозная цель будет достигнута. Хотя бы потому, что введенный еще три года назад (!) запрет на захоронение пластика, стекла и картона действует только на бумаге. Казахстанцы в подавляющей своей массе продолжают сваливать весь мусор без разбора, не разделяя его, в одну кучу или в один контейнер, сообщает iaNews.kz.
Идея борьбы с отходами посредством мусоросжигательных заводов тоже может потерпеть фиаско: общественники написали петицию против их строительства, в штыки встретили это предложение и переработчики вторсырья. Мы продолжаем следить за развитием событий и мнениями по заданной теме.
Отметим, что далекоидущие планы Министерства экологии, геологии и природных ресурсов не ограничиваются сжиганием мусора. Уже в этом году в четырех регионах страны намерены установить больше 7000 контейнеров для раздельного сбора твердых бытовых отходов и запустить три новых мусоросортировочных комплекса. По задумке министерства усиленная сортировка позволит уже через четыре года увеличить долю переработки вторичного сырья вдвое, до 30 процентов.
Однако и это, по мнению экологов, не решит главной проблемы — стихийных свалок и горящих полигонов ТБО в разных регионах страны, большая часть которых не соответствует экологическим и санитарным нормам. Причем, по словам наблюдательных граждан, такие горы отходов человеческой жизнедеятельности продолжают множиться не только вокруг городов, но и в селах страны.
— Я, переехав из Шымкента в североказахстанское село Токуши, долго не могла понять, почему здесь не забирают мусор, — рассказывает уже знакомая нашим читателям многодетная мать-переселенка Анастасия ОСМАНОВА. — К весне у меня его накопилось настолько много, что пришлось нанимать трактор, чтобы вывезти за несколько рейсов! А это очень дорого! Оказывается, мусор здесь никто не вывозит. Там, на юге, раз в неделю спецмашина забирает мусор с улиц частного сектора, а здесь люди вынуждены сами решать эту проблему. Местный акимат никак не может организовать этот процесс и найти частника, который согласится заниматься вывозом мусора на свалку. Одна страна, а настолько разные подходы, оказывается… Здесь, на севере, часть мусора люди в печках запросто сжигают.
Когда дороги в Северном Казахстане заносит снегом, сельчане складируют мусор на окраине села или на территории брошенных разрушенных домов, потому что не могут проехать к свалкам. Туда же, к слову, скидывают трупы домашних животных. Однако не только в глубинке, но и в областном центре жители дальних домов частного сектора зачастую вынуждены выбрасывать мусор в ближайшую яму или прямо на дорогу, потому что мусоровывозящие компании отказываются обслуживать все закоулки из-за нерентабельности и нежелания части населения оплачивать услуги.
— В Петропавловске есть несколько компаний, которые вывозят мусор, и все они работают на пределе. Техника старая, а обновить ее не позволяет низкий тариф за вывоз ТБО. Нужно подходить к решению проблемы комплексно: и увеличивать объем переработки мусора, и приводить в порядок полигоны, — считает генеральный директор ТОО “Радуга” Дмитрий ШАРАПАЕВ.
— Мы изучили опыт в российских городах, где уже успешно провели мусорные реформы, специально съездили туда, пока была заинтересованность местного акимата. Так вот, в деревнях Курганской области уже до 80 процентов мусора собирают! Мы предлагали на основе этого опыта запустить аналогичный пилотный проект в нашем регионе. Но идея, увы, заглохла.
“Радуга” имеет опыт в переработке отходов при поддержке ТОО “Оператор РОП” (уполномоченная правительством республики организация, занимающаяся сбором и переработкой вторсырья). Из отходов компания производит изделия из пластмассы и полиэтилена — пакеты, пленку, ведра и другую продукцию. Три года назад предприятие запустило проект раздельного сбора мусора в Петропавловске и селе Бесколь Кызылжарского района с привлечением экоактивистов.
— Во дворах Петропавловска и Бесколя установили 1400 своих сеток для раздельного сбора мусора, куда люди складывают пластиковую и стеклянную тару, картонные коробки, полиэтилен, металл. Прогресс есть, сетки наполняются довольно быстро. Но при нынешних тарифах, раскладе и положении вещей эта деятельность для нас убыточна, — разводит руками представитель “Радуги” Евгений ЛИ. — Невыгодно содержать структуру по вывозу мусора, закупать дополнительные мусоровозы и манипуляторы. РОП нам платит за переработку отходов, и это позволяет сводить концы с концами. Но мусор по городу мы вывозим бесплатно и в отличие от других профильных компаний не получаем денег от населения за вывоз мусора.
Власти неоднократно предлагали “Радуге” поставить на полигоне ТБО вблизи Петропавловска мусоросортировочную станцию и забирать необходимые для производства отходы, сокращая количество мусора для захоронения, но бизнесмен отказывается из-за нерентабельности.
— Нужно делать все по уму или не делать вообще, — считает Шарапаев. — У нас на петропавловском полигоне ТБО ведь уже ставили мусоросортировочную линию, но это была скорее бутафория. Она так и не заработала нормально. На обслуживание хорошей мусоросортировочной станции, которая решила бы экологическую проблему полигона, потребуется 30 млн тенге в месяц (даже если ее РОП установит бесплатно). Там через специальные трубы отводят газ, чтобы не происходило самовозгораний отходов. Кто за это будет платить? Акимат? Население? Увы, у нас пока ситуация, как в басне про лебедя, рака и щуку. Одни абы как занимаются полигоном, другие — вывозом, третьи — культурным сбором и переработкой. А в итоге люди страдают от смрада. Частник никогда не пойдет заниматься этим направлением, пока это не станет коммерчески привлекательным и перспективным.
— Мы были согласны организовать грамотное управление отходами и решить мусорную проблему не только в Петропавловске, но главным образом во всех селах области, которые сегодня завалены мусором, — продолжает собеседник. — Для этого надо поднять тариф на вывоз мусора хотя бы до 500 тенге с человека в месяц и отдать все эти деньги единому региональному оператору, который будет отвечать и за полигоны, и за вывоз мусора, и за сортировку, и за переработку вторсырья… У нас почему-то не боятся поднимать тарифы на свет, тепло, газ, а вот на вывоз мусора не решаются, — пожимает плечами Шарапаев.
К слову, в Курганской области, проводя реформу, заставили платить за вывоз мусора всех — и тех, кто живет в многоэтажках, и тех, кто в частном секторе. Там за основу борьбы с несанкционированными свалками взяли постулат, что отходы образует каждый гражданин.
Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора, Северо-Казахстанская область