По его словам, то, что казахстанские компании нацелены на добычу нефти, может стать уязвимостью для них уже через пару лет. Ведь Европа (основной потребитель казахстанской нефти) планирует ввести углеродный налог, а это означает, что казахстанская нефть резко подорожает для европейских потребителей и станет невыгодной.
Официально такой налог направлен на «озеленение» европейской экономики и отказ от более грязных технологий, но в странах-добытчиках сырья его уже называют протекционистским.
Для Казахстана есть риск уменьшения продажи нефти уже после 2025 года, уточнил Абилдаев. Предполагается, что к этому времени наши основные покупатели — Италия и Германия — заявят, что из-за того, что достигли высокой энергоэффективности или заменили все газом, им уже не нужно такое количество сырой нефти.
«Углеродный налог однозначно повлияет на конкурентоспособность нашей нефти на рынках Евросоюза и уменьшит прибыль от продаваемого сырья. Хорошо то, что западная промышленность нуждается в сортах нефти, поставляемых нами, ведь из них производят дизтопливо, масла и другие продукты, которые нельзя сделать из легкой нефти. Но при этом от природного газа они не отказываются. Будет большая замена газа в потреблении — поставкам нефти»
— предупредил глава центра «Энергетические аспекты Казахстана».
В связи с этим он предлагает казахстанским недропользователям срочно переходить на добычу газа. Он уточнил, что сейчас газ не добывается нацоператором, а покупается у других компаний, а это уже является уязвимостью.
Эксперт рекомендует пойти еще дальше и разрешить электрогенерирующим компаниям находить газ и использовать его для выработки электричества.
«Надо немедленно начать поиски газа по всей стране. Это надо было делать еще вчера, еще в 2000-х годах. Надо серьезно заниматься геологией, а здесь все процессы обычно очень долгие. Кроме того, переход на «зеленые экономики» в мире создает возможность для начала поисков редкоземельных металлов по всей стране. Это никель, алюминий, литий и так далее — металлы, востребованные в создании инфраструктуры «зеленых экономик». Если теряем по нефти, необходимо быстро реагировать на факторы, где появляются возможности»
— подчеркнул он.
При этом следует увеличить роль национальных компаний, занятых в газовой отрасли, продолжил спикер. Следует направить их на поиски и добычу газа.
Необходимо устранить факторы зависимостей от нефтяного сектора, обратить внимание на атомную энергетику с учетом возможностей реакторов четвертого и пятого поколения, считает эксперт. Наконец, нужны государственные инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Помимо этого, если страны ОЭСР откажутся от нефти, то Казахстану следует активнее развивать нефтехимическую отрасль. Ведь почти во всем — автомобили, каучук, одежда, медицина – везде нужны продукты нефтехимии. Их можно использовать не только для двигателей внутреннего сгорания в качестве топлива, но и для других отраслей.
Таким образом, если в 2030 году большой излишек нереализованной нефти останется внутри страны, и не получится продавать ее за рубеж, значит, нужно строить нефтехимические заводы, предположил Алмаз Абилдаев, а на имеющихся НПЗ дальше проводить модернизацию для производства качественного бензина по стандартам Евро-6 и Евро-7.
«Казахстанцы-то уже давно ездят на машинах для Евро-6 – Lexus, Mercedes, Toyota, а заливать будем Евро-4? Очень плохо, что за 30 лет мы не построили ни одного НПЗ. Мы их модернизируем постоянно. Считаю, что настало время построить новый завод. Если мы будем отставать в глубине переработки сырья от России, Белоруссии, в будущем они зальют нас керосином, дизтопливом и хорошим бензином»
— спрогнозировал Абилдаев.
Если в будущем начнет усиливаться конкуренция на западном рынке, то нужно обратить внимание на Азию и Индию, в частности, где экономики и население растут сверхактивно, а равно и потребление энергоресурсов, резюмировал спикер.
14 мая 2021 года сообщалось, что вспышка коронавируса в Азии спровоцировала падение мировых цен на нефть.
Фото: Inbusiness.kz