Подорожавшая нефть и слабый тенге даже при высоких расходах привели к снижению дефицита госбюджета до минимума за более чем 10 лет в 2018 году, сообщается в исследовании компании Halyk Finance, передает IaNews.kz.
Трансферты Нацфонда остаются крупнейшим источником поступлений госбюджета, что скрывает реальную ситуацию с государственными финансами. В свою очередь консолидированный бюджет приблизился к балансу, накопление резервов в Нацфонде возобновилось. Вместе с этим выросла зависимость госбюджета от нефтяных доходов, повысилось использование внебюджетных фондов (Нацбанк РК, ЕНПФ), что отразилось на сохранении глубокого ненефтяного дефицита госбюджета, говорится в исследовании.
В 2018 году доходы госбюджета выросли на 15%: наиболее высокий рост поступления налогов наблюдался от внешнего сектора, опережая рост ВВП, при более слабом вкладе внутренних налогов, что говорит о слабом восстановлении несырьевого сектора.
Основной эффект на рост доходов госбюджета в 2018 году оказало повышение цен на нефть на 30%, рост экспорта минерального топлива на 4%, а также ослабление тенге почти на 17% со второго квартала 2018 года. Зависимость госбюджета от доходов нефтедобывающего сектора ещё более выросла – доля нефтяных доходов в консолидированном бюджете повысилась до 36% в 2018 году с 29% в 2017 году, говорится в исследовании.
Более чем двукратное обесценение тенге в течение последних нескольких лет компенсировало падение цен на нефть. Благодаря этому доходы консолидированного бюджета почти восстановились до докризисных уровней, когда нефть стоила более ста долларов за баррель.
«В то же время это означает, что бремя восполнения выпавших доходов бюджета в конечном итоге переложено на частный сектор и население, что подтверждается ростом экономики при взлёте плохих кредитов и падении реальных зарплат населения», – констатирует старший аналитик Halyk Finance Асан Курманбеков.
Поступления налогов в Нацфонд достигли 3,2 трлн тенге в 2018 году и не дотянули до рекорда 2015 года всего 267 млрд тенге. При этом поступления превысили изъятия из него впервые с 2015 года. Тем самым в 2018 году возобновились накопления нефтедоходов, а средства Нацфонда превысили 40% от ВВП.
Очередные меры по поддержке банковской системы способствовали сохранению высокого ненефтяного дефицита госбюджета в размере около -8% от ВВП в 2018 году (-12,8% от ВВП в 2017 году). Это наглядно демонстрируют сохраняющиеся риски в банковской системе из-за неразвитости частного сектора экономики.
«Сократив использование средств Нацфонда, государство обратилось к ресурсам квазигосударственного сектора, Нацбанка и ЕНПФ, доля которых в консолидированных расходах бюджета составила 5% в 2018 году и, вероятно, достигнет 8% в текущем году на фоне продолжения оказания помощи банкам», – отмечается в исследовании.
Перераспределение бюджетных средств в квазигосударственный сектор, в том числе за счёт внебюджетных фондов, поддерживает высокую долю участия госсектора в экономике и не способствует развитию несырьевого сектора, заключил аналитик Halyk Finance.