Качество транспортной инфраструктуры в Казахстане намерены улучшать за счет внедрения систем взимания платы на дорогах республиканского значения, сообщает IaNews.kz.
Сегодня в тестовом режиме работают терминалы на трёх участках дорог: Алматы-Капчагай, Алматы-Хоргос и Астана – Темиртау. Сегодня на них уже заканчивается установка платежных терминалов, шлагбаумов и другого необходимого оборудования. Для въезда будет предусмотрено две полосы, для выезда — восемь. Специальные камеры станут фиксировать номера въезжающих авто и передавать их специальной программе, вычисляющей сумму, подлежащую оплате.
Оплата наличными либо карточкой с возможностью предоплаты через сервис PayWay.kz, банковские интернет-сервисы, лицевые счета (по предоплате юридических лиц путем заключения договора), электронные кошельки, терминалы QIWI, «Касса24», «Киберплат», Tenge и по топливной карте E100. Причем для автовладельцев, проживающих вдоль трассы, предусмотрят специальные годовые абонементы стоимостью 1 000 тенге. В перспективе подобные абонементы можно будет брать на месяц или вовсе на десять дней. Данный вопрос пока в разработке.
От транспондеров на новых платных трассах решили отказаться ввиду их неудобства и дороговизны. Вместо них в следующем году «Казавтожол» начнет бесплатно раздавать специальные наклейки на лобовое стекло с RFID-метками. Метки привяжут к счетам автовладельцев в системе АО «НК «Казавтожол». Снабженный такой меткой автомобиль сможет безостановочно проезжать через пункты взимания платы. Снимать деньги со счета электроника станет автоматически. А в перспективе RFID-метки и счета, привязанные к ним, можно будет использовать для оплаты парковки в населенных пунктах.
В НК «Казавтожол» обещают, что пробок на въездах и выездах с новых платных дорог не будет — восемь терминалов легко справятся с обслуживанием потока авто. А в случае наплыва транспортных средств, к примеру летом в выходные на трассе Алматы — Капшагай, шлагбаумы в пунктах взимания платы просто будут поднимать и пропускать транспорт беспрепятственно. Номера машин при этом зафиксирует электроника, и соответствующая сумма либо сразу же спишется с лицевого счета автовладельца либо будет удержана во время следующего посещения платной дороги.
К слову, заехать на «платник» где-то в середине пути и выскочить с него до терминала оплаты, «сэкономив» таким образом кровные тенгушки, не получится. Система в любом случае зафиксирует факт проезда и номер авто. Деньги эти взыщут либо в следующий раз при прохождении терминала, либо истребуют в судебном порядке, наложив предварительно штраф за нарушение правил проезда платных дорог (статья 628 КоАП РК «Несвоевременная оплата проезда по платным автомобильным дорогам (участкам)» влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на юридических лиц в размере десяти МРП).
Аналогичным образом будет решаться вопрос с местными жителями. Если кто-либо из них решит сэкономить — не станет покупать абонемент и через пункты взимания платы не будет ездить, передвигаясь по платной дороге только из поселка в поселок, — заплатить ему рано или поздно все равно придется. Правда, только в случае, если он по пути станет проезжать под промежуточными контрольными арками. Зафиксируют машину «экономного» водителя приборы — счет ему выставят при проезде пунктов оплаты (за каждый использованный километр, если вдруг когда-нибудь он подъедет к шлагбауму) либо вышлют на дом вместе с коммунальной квитанцией.
Если же водитель подъедет к терминалу и просто откажется платить, заявив, что у него нет с собой ни наличных, ни банковской карточки (всякое бывает в дороге), специальный сотрудник пункта составит акт о проезде без оплаты с обязательством погасить задолженность в течение семи дней. В противном случае автовладельцу опять-таки будут грозить штраф, суд и знакомство с судисполнителями.
По словам сотрудников НК «Казавтожол», в дальнейшем внедрить дифференцированную ставку планируется и на платном участке автодороги Астана — Щучинск. Согласно направленному в МИР РК предложению, проезд по предоплате по автобану будет стоить 200 тенге, а по постоплате — 400 тенге.
С января следующего года будет объявлен конкурс на установку систем платы на трассах: Шымкент-Актобе-Мартук, Шымкент-Тараз-Кайнар и Астана-Павлодар.
Итого к 2020 году платный проезд будет на 17 участках автодорог, протяженностью порядка 6,5 тыс. километров.