Режиссер фильма «Айка» Сергей Дворцевой готовится к I Международному кинофестивалю Almaty Film Festival и вспоминает, с чем приходилось сталкиваться за шесть лет съемки этой картины, передает IaNews.kz.
Первый Международный кинофестиваль Almaty Film Festival пройдет в Алматы с 15 по 19 сентября и будет приурочен к Дню города. Откроется он показом социальной драмы «Айка» режиссера Сергея Дворцевого. И хотя картина повествует о нелегкой судьбе мигрантки из Кыргызстана, приехавшей на заработки в Москву, к Казахстану лента имеет прямое отношение: исполнительница главной роли Самал Еслямова и сам Сергей Дворцевой родом из этих краев.
Как идет подготовка к кинофестивалю и готов ли к показу фильм «Айка», отмеченный призом в Каннах, мы узнали у режиссера фильма.»Сейчас мы заканчиваем работать над английскими субтитрами – это же фестиваль международного уровня. Управимся как раз к открытию», — рассказал Дворцевой.
Режиссер объяснил, что это означает — шесть лет работать над одним фильмом.
«Когда мне говорят, что съемки продлятся месяц-два, я отвечаю, что если начинаешь работать над фильмом с нуля, это невозможно. Чтобы дойти от пункта «а» до пункта «б», нужно определенное время. Не верю, что гениальный фильм можно снять за месяц. А я хочу делать фильмы экстра-класса, поэтому мне нужно время. Может, как в случае с «Айкой». Шесть лет, может, меньше. Как говорил Чехов, «книги, как люди, имеют свою судьбу, свой характер». Вот и фильмы так же — у каждого своя судьба», — уверен Сергей Дворцевой.
Все эти сложности стоили того, чтобы фильм «Айка» оказался на Каннском кинофестивале среди двух десятков самых лучших мировых работ и получил приз в категории «Лучшая женская роль».По сюжету героиня фильма Айка отказывается в роддоме от ребенка и спешит на свою тяжелую работу. Самым сложным оказалось показать в кадре состояние главной героини на следующий день после родов.
«Самал в жизни девушка очень энергичная. Мы придумывали разные приспособления, чтобы изменить ей походку, движения, убрать эту легкость. Айка должна была выглядеть изможденной женщиной — она же только что родила ребенка. Для этого мы сковывали ноги Самал специальными пластинами, которые не давали ей сгибаться и быстро ходить. Еще придумали специальную обувь, чтобы она максимально затрудняла движения. В итоге все получилось очень правдоподобно», — гордится проделанной работой режиссер.
Еще одной проблемой стали непрофессиональные актеры – их набрали для массовки в этой социальной драме, но за шесть лет таких актеров приходилось менять очень часто. Взаимодействие с ними Дворцевой называет «самым сложным за время съемок».
«Начинаешь репетировать с человеком, он только-только начинает понимать, как нужно играть, и тут выясняется, что его депортировали. Начинаем разбираться, почему, документы же были в порядке… Выясняется, что они либо фальшивые, либо оформлены неправильно. Бывало даже, отснимем часть сцен, а человека миграционная служба уже отправила на родину. И мы начинаем снова искать актера, переснимать сцены.Непрофессиональные актеры пропадали и по другой причине – они же приезжают в Москву работать и постоянно находятся в поисках денег. Как только подворачивалось что-то более выгодное, они просто уезжали, не сообщив об этом, и больше не возвращались», — рассказывает Дворцевой.
«Снег в нашей картине был очень важен — когда посмотрите, поймете почему. Но именно со снегом были проблемы, три зимы в Москве его вообще не было. И это еще одна причина, по которой мы так долго снимали фильм. Вышли из положения необычным способом – приобрели три больших промышленных холодильника и стали заготавливать снег впрок. Если зима была снежная, мы выбирали морозную погоду, когда снег еще рассыпчатый, чистый, и складывали его в холодильники. А ранней осенью начинали съемки, и этот снег использовали – очень натуралистично посыпали им актеров. Так что теперь мы знаем все его свойства — как ведет себя в кадре, когда пушистый, кристаллизуется или слипается. Оказалось, это целая наука», — улыбается Дворцевой.
На счету режиссера не только художественные картины, удостоившиеся наград, но и документальные. Сравнивая эти жанры, Дворцевой говорит, что игровое кино снимать все-таки труднее.
«Технологически художественная картина сложнее, потому что в процессе производства участвует большая группа людей. Если сравнивать мой первый игровой фильм «Тюльпан» и «Айку», во втором людей было раз в десять больше. Это сложный процесс. В художественном кино жизнь нужно воссоздавать так, чтобы люди поверили в нее. А в документальном — жизнь уже есть, ты просто должен ее поймать, увидеть, снять. Хотя в неигровом кино есть и свои сложности, например, не все можно снимать», — говорит режиссер.Пока Сергей Дворцевой готовится к фестивалю, ему не до новых проектов. Но он признался корреспонденту Sputnik Казахстан, что идеи уже появились.
«Говорить о новом проекте пока рано. Пройдет фестиваль в Алматы, начнется прокат «Айки» в Казахстане, потом в России, и тогда можно будет приступить к работе над новым фильмом», — резюмирует Сергей Дворцевой.
А поскольку снимать скороспелки он не хочет, на новое творение наверняка снова уйдет несколько лет жизни.
Читать далее: https://ru.sputniknews.kz/culture/20180906/7114659/eslyamova-trudovaya-migrantka-semki-filma.html