Как работает Национальный центр качества дорожных активов в Северо-Казахстанской области, и сдвинется ли проблема некачественного ремонта дорог с «мертвой точки», выясняла у директора филиала Национального центра качества дорожных активов Жолдыбая Тентекова корреспондент МИА «Казинформ», передает IaNews.kz.
Проблема некачественного ремонта дорог для региона одна из самых актуальных. «Дорожные» скандалы возникают все чаще. Качество ремонта уже начала проверять Антикоррупционная служба. Что вполне объяснимо – из бюджета в асфальт буквально закатывают миллионы тенге, а дороги лучше не становятся. В прошлом году в стране создали Национальный центр качества дорожных активов. На организацию возлагают большие надежды.
— Жолдабый Кимбаевич, в чем принципиальное отличие работы Национального центра качества дорожных активов от других проверяющих организаций?
— Основная наша задача – контроль качества работ, которые производятся на дорогах, и применяемых материалов. Раньше занимались только республиканскими дорогами, теперь – и областными, и даже районными. До нас контроля такого не было. Раньше управление пассажирского транспорта было и заказчиком, и само же оно проверяло, принимало и так далее. Сейчас у нас на контроле около 20 дорог по области, где идет ремонт.
— Каким образом выбираются дороги для проверки качества ремонта?
— Мы заключили договор с управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог на сумму 50 млн тенге. Взяли полный список ремонтируемых дорог по области. Все эти деньги мы уже отработали. На последней сессии маслихата утвердили еще 15 млн тенге. Отмечу, что мы проводим полную проверку проектно-сметной документации еще до начала ремонта. По всему Казахстану таким образом помогли сэкономить 6 млрд тенге.
— За счет чего образовалась такая экономия средств на ремонте дорог?
— Нюансов много, на самом деле. Встречаются завышенные объемы работ, большее количество расходных материалов. Как пример – некоторые подрядные организации закладывают в метод холодного ресайклинга слой толщиной 30 см. По методике – не более 18 см. Либо нижний слой асфальтобетона увеличивают. Он ведь делается из фракции более дешевой по стоимости. Специалист полностью проверяет смету на соответствие с нормативной документацией. Какие-то виды работ добавляет, убавляет. Живая работа происходит. Раньше это было в ведении Комитета автомобильных дорог. Теперь у нас. И это гораздо удобнее, раз уж наша организация занимается контролем качества ремонта дорог. Процедура занимает максимум 20 дней. Соответственно, подрядная организация может быстрее приступить к работе.
— Бывает ли так, чтобы подрядчик не согласен с расчетами Национального центра качества дорожных активов?
— Безусловно. Но нужно понимать, что мы не хотим огульно все проекты забраковать. Мы приводим подрядчика к стандарту работы. Заказчик ремонта дорог должен определять, какой именно нужен ремонт: средний, капитальный или реконструкция. Ошибки начинают возникать как раз при определении типа ремонта. Закладывают в бюджет средний, а там нужен капитальный. Иначе дорога не выдержит нагрузки. В нашей области дороги разрушаются большегрузами – аким области об этом неоднократно говорил. Большая часть дорог региона строилась еще в советское время, когда нагрузки на ось составляли 5-8 тонн, сейчас – 13 тонн на ось. В Северо-Казахстанской области такая дорога – Петропавловск — Нур-Султан. И еще одна строится – Петропавловск – Курган (граница РФ). Наша задача — сделать так, чтобы дороги не разрушались, да и сам подрядчик в последующем не исправлял бы дефекты за свой счет.
— Что конкретно вы проверяете на дороге? Вот, например, в плане — средний ремонт дороги «Подъезд к селу Возвышенка».
— Сразу же отмечу такое требование, как присутствие технадзора. Раньше, например, районный отдел ЖКХ провел конкурс на средний ремонт какой-либо районной дороги. Подрядчик приступил, ЖКХ проконтролировал, и всё на этом. Как получилось – так получилось. Сейчас отдел должен после тендера на ремонт дороги провести тендер на технадзор. Победитель должен контролировать от начала до конца строительство дороги. В журнале производства работ указывается каждый шаг подрядчика.
— Это ведь идеальный вариант работы. А как на самом деле происходит?
— На некоторых объектах, которые проверяли, действительно технадзор работает, согласно всем требованиям. На некоторых – нет. После наших проверок, журналы производства работ начинали вести. Мы требуем еще журнал скрытых работ, производства земляных работ, поступления материалов и так далее. Сейчас вместе с нами выезжают представители мониторинговой группы проекта «Сапалы жол», общественности. Недавно выезжали на дорогу Еленовка – Арыкбалык — Чистополье. Отобрали керны. Там же определили толщину. Сделали срез дороги. Затем исследование проводили в нашей лаборатории в присутствии независимой комиссии. По смете нового материала должно быть 70%. Этого не было. Если бы подрядчик всё сделал по смете, то дорога бы не разрушилась. Теперь категорически отказывается исправлять дефекты. Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог судится с ним.
— Вы проверяете дороги, которые ремонтируют в области, и в то же время ваши услуги оплачивает местный бюджет. На мой взгляд, здесь есть коррупционные риски.
— Вы правы. Мы обсуждали это с Антикоррупционной службой. Поэтому наше руководство поставило задачу перед Комитетом автомобильных дорог – в следующем году профинансировать работу сразу из республиканского бюджета.
— Из года в год одна и та же ситуация – откровенно недобросовестные подрядчики выигрывают тендеры. Пока идут суды и их таковыми не признали, они имеют полное право участвовать в госзакупках. На Ваш взгляд, как можно решить эту проблему?
— Единственный вариант – сократить длительность судебных процедур. Мы предоставляем все исследования по спорным дорогам. Только не считаем ущерб, который подрядчик нанес государству. Этим занимается судебно-строительная экспертиза. На мой взгляд, судебные разбирательства должны происходить максимально быстро. Ведь недобросовестным может признать только суд. Возможно, такую прерогативу можно передать управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Они ведь видят, как выполняется ремонт.
— О нехватке кадров в сфере строительства и дорожной отрасли, в частности, недавно говорили на совещании в акимате. В вашей организации достаточно специалистов?
— Специалистов, к сожалению, не хватает и у нас. Основная проблема – отсутствие необходимого количества сотрудников у организаций, осуществляющих технадзор. Мы предлагаем им привлекать вышедших на пенсию квалифицированных специалистов. Они могли бы и опыт передать молодым сотрудникам. Со следующего года Национальный центр качества дорожных активов планирует обучить 20 студентов на собственные средства в вузах и колледжах Алматы и Усть-Каменогорска. Планируется взять на попечение детей из неполных, малоимущих семей или детей рядовых инженеров. Проводим профориентационную работу в школах. Студенты дорожных специальностей могут летом поработать в Наццентре. Получить необходимые навыки и заработную плату. Два студента Петропавловского строительно-экономического колледжа минувшим летом так и сделали — прошли практику в нашей лаборатории.
— Как измерить эффективность работы филиала Национального центра качества дорожных активов?
— Улучшается качество работ, в первую очередь. Подрядчики уже знают, что их работу проверят. И если нужен слой в пять сантиметров, то и класть его будут именно такой толщины. Если же выявляем нарушения, то пишем официальные письма и заказчику, и подрядчику. Последний должен указать сроки устранения. Заказчик через технадзор проверяет. Мы выезжаем на дорогу снова и опять отбираем пробы. Стараемся выезжать сразу же после начала работ – максимум в течение недели. Чем раньше, тем лучше. Наказывать наша организация не может, но мы имеем право обратиться в ГАСК с предоставлением лабораторных исследований с просьбой принять меры – от штрафа и вплоть до приостановления лицензии подрядчика. Мы за то, чтобы подрядчики не отступали от технической документации, чтобы все дороги ремонтировали качественно.