«Керченский стрелок» — это словосочетание стало нарицательным. Существуют признаки, по которым можно определить, на какие действия способен ребенок, одноклассник или просто знакомый, и зная которые можно предотвратить трагедию. Доктор психологических наук, профессор, врач-психоневролог, психолог-практик Раушан Каримова рассказала IaNews.kz что делать, чтобы не вырастить «керченского стрелка».
— Агрессивное поведение у людей складывается из личностного и биологического развития психики. То есть, такие паттерны могут выработаться воспитанием, врожденными патологиями или генетикой. И, как полагается, начало этому берется из детства.
— Что способствует развитию агрессии у ребенка?
— В первую очередь, это неправильное воспитание. Зачатки агрессии закладываются в ребенка в 3-4 года. Многие родители воспитывают детей под девизом «пусть сам себя защищает». У ребенка вырабатывается чувство вседозволенности, и он начинает понимать общение через конфликт: вместо того, чтобы попросить игрушку, он ее отберет.
Психолог отметила, что в раннем детстве в ребенка нужно закладывать такие понятия как «можно», «нельзя», «должен».
— Как влияют родственные отношения на воспитание?
— Воспитание в семье и особенно формы взаимоотношений между родителями и родителями с окружающими откладывают большой отпечаток на поведении ребенка. Мальчики подражают отцам, девочки – мамам.
— Как можно заподозрить синдром «керченского стрелка»?
— Ребенок начинает кричать или драться, как только чувствует в чем-то ограничение. Если ребенку что-то не дали, он начинает агрессивно себя вести и при этом, если мама молчит, то ребенок воспринимает это как негласное разрешение на проявление злости. Маниакальность видно, если ребенок не только бьет кого-то или кусает, но и смотрит — достиг он результата или нет. За таким ребенком надо наблюдать достаточное время.
— Что отличает агрессивных подростков?
— В случае фрустрации, если у подростка забрали телефон или компьютерную игру, он может кинуться на родителей, не обращая внимания на окружающих. У подростков бывают и косвенные признаки. Если у ребенка нет друзей – это должно настораживать. Не стоит путать с интровертностью. Если ребенок сидит один, когда остальные общаются – это еще не признак «керченского стрелка». Когда начинаешь общаться с интровертом, он общение поддерживает, для него страшно сделать первый шаг, а агрессивные люди не только отделяются от большинства, но и общаться не хотят вовсе, либо резко реагируют.
— Есть ли место буллингу (психологический террор)?
— Тенденция буллинга появляется уже в младшей школе. Чуть у ребенка проявятся слабые стороны, остальные дети могут его за это унижать, обижать. Здесь стоит вмешаться учителям. Продолжающаяся травля способствует тому, что ребенок ищет выход в компьютерных играх, где он чувствует себя сильным, а дальше он теряет разницу между виртуальным миром и реальностью, и может взяться за оружие. Самое опасное, что он навредит не только обидчикам, а первым попавшимся людям. Поэтому игры, направленные на уничтожение целей, очень опасны для детей со слабыми понятиями «нельзя».
— Что должно волновать взрослых?
— В первую очередь, воспитание в раннем возрасте. Нужно определять границы дозволенности. Во-вторых, обратить внимание на общение. В-третьих, чаще устраивать общие игры или мероприятия в компании.
17 октября учащийся 4 курса колледжа Владислав Росляков заложил самодельную бомбу в столовой этого ученого заведения, а затем устроил стрельбу. Он покончил с собой в библиотеке, при нем обнаружено 150 патронов. В результате атаки погиб 21 человек, в том числе сам нападавший.