Похоже, не зря пятница бывает черной! На прошлой неделе именно в этот день взоры комментаторов из всех видов СМИ были направлены через Атлантический океан в Америку! Как шутили еще при социализме, — в Вашингтонский обком партии. Там произошло событие, всполошившее если не всю эту заморскую контору, то правительство и банкиров — точно.
А как не всполошиться, если сам Президент США Джо Байден предложил уроженке казахстанского города Уральска (ныне Орала) Сауле Омаровой занять вакантную должность первого руководителя Управления контроля валюты, которое входит в состав Министерства финансов. Пост настолько важный, что назначение на него требует утверждения Сената. Помнится, в СССР такую функцию выполнял ЦК КПСС. Но здесь, «в Вашингтонском обкоме», против назначения Омаровой грудью встали представители Республиканской партии и начали искать компромат на протеже самого Байдена. Хотя Управление формально находится в структуре министерства финансов США, но, фактически, действует оно независимо, и это все спорщики понимают.
Сенаторы всполошились потому, что, в случае утверждения кандидатуры Омаровой Сенатом, 55-летняя казашка, эмигрантка в первом поколении, во-первых, станет первой, да еще не белой женщиной на этом посту за всю полуторавековую историю Управления. Во-вторых, ей должны будут подчиняться 3,5 тысячи сотрудников, которые контролирует полторы тысячи крупных банков, общие активы которых составляют около 15 триллионов долларов. Банкиры не знают, чего им ждать от такого необычного «контролера». Хотя многие уже сталкивались с нею по службе и явно имеют о претендентке на высокую должность свое мнение.
Но самая главная причина противостояния сторон в том, что в одной из своих лекций Омарова заявила, что намерена «гонять банкиров — этих лентяев и бездельников, которые ничего не делают, только лежат на диванах»! А еще эта резкая претендентка на высокую должность написала на своей страничке в сетях, что «финансовая система в СССР была лучше, чем в США. К тому же, там не было гендерного неравенства: за одинаковую работу мужчины и женщины получали равную зарплату». А так думать может только коммунистка.
Странно… Получается, став профессором, Омарова и не предполагала, что такие «пережитки прошлого» сохранились «в самой демократической стране мира»? Но ведь она живет в США с 1989 года, т.е. больше 30 лет! Неужели за эти годы ничего не поняла о ней?
Конечно, Сауле сама добилась всего. Приехала из МГУ на стажировку в известный во всем банкирском мире университет по студенческому обмену всего на один семестр. По истечении этого срока должна была вернуться домой и продолжить научную работу. Но в Москве тогда началось то, что привело к развалу СССР, а ее родной Казахстан превратило в суверенное государство. Возвращаться Сауле Омаровой было некуда, и она осталась в США. Сейчас она кается, что оставила Родину в такое сложное время. В Америке она подтвердила свою московскую диссертацию по вопросам экономики, поступила учиться на отделение права и защитила еще одну работу.
Одновременно стала преподавать на этом же факультете, где училась сама.
Карьера ее была успешной. При президенте Джордже Буше-младшем Сауле Омарова работала в финансовом секторе и в министерстве финансов США. Далее разрабатывала банковское законодательство с целью предотвратить новый крах финансовой системы США после финансового кризиса 2008 года. Потом работала специальным советником по регуляторной политике в Минфине СГА, а это уже ранг заместителя министра.
Как ведущий специалист в области финансового права Омарова с 2013 года шесть раз приглашалась на Конгресс США для дачи показаний в области финансов и технологий. К примеру, в 2019 году она, в качестве ведущего консультанта, участвовала в слушаниях по Facebook.
Бывшие советские люди не видят в биографии Сауле ничего странного: обычная девочка из провинциального казахстанского города с обычной биографией. Но американские папарацци пишут, что она «училась в школе, набитой детьми лидеров партии». Что имеется в виду, трудно понять. Известной и успешной взрослой женщине ставят в вину школьную золотую медаль, благодаря которой она поступила в самый знаменитый в СССР, и даже в мире, университет — в МГУ. Ну и что тут такого необычного? Медалистов в то время вузы принимали вне конкурса. Даже в коллективе нашей редакции есть такой же «золотой выпускник» петропавловской СШ № 5 — Александр Путятин. Окончив школу с золотой медалью, Саша поступил в МГУ, только не на экономический, факультет, как Сауле, а на географический. Нынче Александр Юрьевич преподает экономику в одном из московских вузов, пишет интереснейшие исторические романы и уже давно слывет серьезным историком, а некоторые главы из своих сочинений публикует в нашем электронном издании.
Вот что значит советское образование!
Ну и что тут такого из ряда вон выходящего? Но Сауле Омаровой в эти дни приходится отбиваться от нападающих на нее сенаторов и журналистов. Они требуют доказательств, что она не была на родине коммунисткой. У них есть точные сведения, что была. Жила в Уральске на улице Ленина? Получала Ленинскую стипендию? Или вот еще обвинение. О! Ужас! Комсомолка Омарова, видимо, по указанию партии, ездила на картошку, которую копала слишком старательно – с энтузиазмом! Как настоящий лидер! А еще она изучала в университете «Научный коммунизм»! Это же настоящий криминал! (Попробовала бы она отказаться от этого курса!)
Возможно, пытаясь доказать, что она совсем не коммунистка, в одном из интервью Омарова сказала, что стала антикоммунисткой в советское время: «Мне посчастливилось поступить в МГУ … Мне было 18 лет. Через год, как и многие мои однокурсники, я стала антикоммунистом. Мы читали запрещенные вещи, слушали Pink Floyd (британская рок-группа), что тогда было незаконно. Мы говорили о советском диссиденте Александре Солженицыне».
Больше других неистовствует на обсуждении необычной кандидатуры сенатор Кеннеди, родственник давно убитого президента: «Что за организация такая – комсомол? Разве слог «ком» не обозначает «коммунистический»? Да еще Ленинский?!»
— В СССР многие вступали в эту молодежную организацию в 14 лет.
— А вы писали заявление о выходе из нее?
— Это происходит автоматически, в определенном возрасте, — парирует Сауле.
Но сенатору надо уличить «коммунистку»: «А дипломную работу (по другим источникам – курсовую) почему вы посвятили Карлу Марксу?» О работе пока известно только, что она называлась «Экономический анализ Карла Маркса и теория революции в «Капитале».
Женщина пытается объяснить, что студент не сам выбирает тему работы. Ее дает преподаватель. Однако сенатор ее не очень-то слушает. У него другая идея. Надо доставить студенческую работу Омаровой в США, перевести ее на английский, издать, и пусть специалисты проанализируют, нет ли в той учебной работе опасных для страны коммунистических идей.
А кто не испугается, прочитав такое: «Избранная Джо Байденом на пост Контролера валюты Сауле Омарова была ярой комсомолкой, «родившейся в юрте» — традиционной палатке в казахстанской степи, — бежавшей из Советского Союза в Америку и оставшаяся должна 50 долларов своей подруге в Московском государственном университете». Подруга теперь живет то ли в Новой Зеландии, то ли в Австралии. «Расследователи» нашли ее и там. Оказалось, женщина 30 лет помнит те 50 долларов, которые не возместила ей за то, что она… не жила с Сауле в 2-местной комнате общежития. Наверное, бедствует, несчастная!
Нашей землячке, если ее кандидатура будет утверждена, предстоит спасать свою третью родину (Казахстан – СССР – США) от экономических кризисов, которые регулярно сотрясают не только страны бывшего СССР, но и Штаты тоже. Но после всех таких дебатов профессор Корнеллской юридической школы превратилась в весьма противоречивую кандидатуру.
Подождем немного. Возможно, сразу после рождественских каникул Сенат примет окончательное решение по столь важному вопросу, и мы узнаем о дальнейшей судьбе «американской казашки».