В октябре в Казахстане заканчивается срок запрета на экспорт живого скота. Продлят ли власти данную меру – пока неизвестно. Есть те, кто высказываются «за», есть и не согласные в данной точкой зрения. Эксперт в агроотрасли Алмасбек Садырбаев, рассказал, что он думает по этому поводу. Он подозревает, что Министерство, Правительство находятся под давлением агроолигархов и уверен, что если запрет не продлить, то аграрный сектор Казахстана ждет катастрофа, рассказывает IaNews.kz.
— Если мы будем так развивать животноводство, то нас непременно ждет катастрофа — и в животноводстве, и, в целом, в «аграрке». Почему? Потому что это абсурд. Мы покупаем по 4-5 тысяч долларов из-за рубежа, привозим в страну, вкладываем в этих племенных животных еще миллиарды тенге субсидий, кредиты, процентные ставки которых закрывает государство, и потом, когда мы их отдаем за 2 тысячи долларов узбекам вживую – это, конечно, катастрофа. В этом нет никакого экономического обоснования. Кто продвигает мысль, что нужно мораторий убрать – у того нет никакой мысли думать о стране, здесь нет никакого здравого смысла. Люди думают только о своей личной выгоде, кто лоббирует, чтобы убрали мораторий вывозить животных живьем. Конечно, это они аргументируют красивыми словами, что, мол, давайте мы будем вывозить только бычков, маточное поголовье не будем. Я приведу Вам в пример видео, на котором Вы все увидите – там как раз тот период, когда закрыли вывоз маточного поголовья, оставили только бычков. Вы не поверите – этот эшелон с животными из казахской степи в Узбекистан продолжался нескончаемо. Там видно, как фермеры из Шымкента массово ввозят скот в Узбекистан. Узбекистан активно импортировал из Казахстана КРС, овец и коз, в том числе маточное поголовье. Гражданин Узбекистана говорит, что корову, привезенную из Казахстана, с теленком, он готов продать за 2100 долларов, в то время как их закупочная цена составляет 4000 долларов. Такая ситуация повлекла за собой проблемы на внутреннем рынке Казахстана, это не осталось без внимания властей. В 2019 году МСХ РК, совместно с МФ РК, ввели сроком на шесть месяцев запрет на вывоз живых овец, коз и КРС женского рода. Однако, не смотря на приказ, вывоз животных продолжался. Коров вывозили из Шымкента. Поэтому нельзя этого позволять, иначе нас реально ждет катастрофа. Я так считаю.
— Как Вы считаете, насколько нужно продлить мораторий на вывоз живого скота?
— Мораторий продлевать нужно! И не надо на шесть месяцев, на год. Мораторий надо ввести на пять лет! За это время мы, действительно, поднимем свое внутреннее поголовье животных, и у нас будет реальный рост. Сейчас у нас все буквально «выметает» Узбекистан и Кыргызстан. В основном Узбекистан.
— Я слышала, что очень выгодно продавать и внутренности скотины, чего у нас практически не делают. Что Вы можете сказать об этом?
— Продавать внутренности стоит, ну конечно! Вообще, нормальным считается, когда цена мяса составляет 55-60% от общей стоимости животного. Те же скотоводы, которые поставляют в Китай, они, честно говоря, выговорили такую истину, что когда одна голова КРС стоит здесь 1 тыс. долларов, условных единиц, в Китае она будет стоить около 3-4 тысяч, если они туда заберут ее живьем, там проведут убой, и рога, копыта, внутренности – все в дело пускается. Кровь даже в дело пускается. Она идет на переработку. Представляете? Сколько теряет казахский фермер! Из-за того, что у нас животные уходят в Узбекистан, мы не можем в Казахстане поднять свою внутреннюю переработку. К политике вывоза живого скота я отношусь очень критично. Ни одна уважающая себя страна этого себе не позволит. Это вывоз сырья. Понимаете? А тут много не надо. Те же узбеки пусть сюда приезжают, здесь покупают, режут на наших убойных мощностях – это пожалуйста. Тут оставляется некая добавленная стоимость, труд казахского убойщика, налоги этих предприятий, которые режут скот. Пусть забирают каркасом, без проблем! Мы не хотим ставить ограничения.
— Что, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы поднять в стране животноводство на качественно новый уровень?
— Мораторий надо продлевать. А, вместе с тем, надо открывать просто супер финансирование внуть страны. Именно для покупки животных для фермеров, чтоб казахские фермеры могли покупать и размножать этих животных, чтобы эти животные шли сами залогами… Нужно мощное финансирование со стороны государства. Это будет правильной аграрной политикой.
— И еще один вопрос напрашивается сам собой. Все это Вы понимаете, говорите и продвигаете. Почему власти ведут себя так, как будто не хотят поддержать казахского фермера. Это выглядит так, будто они ставят фермерам палки в колеса. Они не думают о фермере или они не понимают всего этого?
— Нельзя сказать, что власть однозначно против фермера. Власть сделала мораторий на вывоз, но, тем не менее, сейчас есть какие-то внутренние силы в коридорах власти, которые оказывают давление на Министра сельского хозяйства. Министр первый шаг сделал и оказался под таким прессингом, давлением в течение года. Сейчас эта ситуация достигла апогея. У меня есть подозрение, что Министерство, Правительство находятся под давлением лобби агроолигархов. И эти силы сейчас продавливают снятие моратория. Мы с вами видели: когда запретили вывоз сельхозживотных женского рода, на деле все мы видели караваны самок, телок, коров с телятами. Никаких там бычков не было. Я считаю, что это реальная проблема национальной безопасности. Это и есть потеря страной стратегических ресурсов. Маточное поголовье – это наш стратегический ресурс.