Перешедший в острую фазу конфликт на Украине вызвал в определенных кругах на постсоветском пространстве дискуссию – «а кто будет следующим?». Разговорами о продолжении так называемой «российской экспансии» пугают, в том числе, и жителей Казахстана. Почему в глазах российской власти, с точки зрения межгосударственных отношений, «Казахстан не Украина» – в материале руководителя Информационно-аналитического центра «Институт Евразийской политики» в Казахстане Максима КРАМАРЕНКО.
Страхи о том, что безопасности Казахстана угрожает непосредственное соседство с РФ, периодически всплывают на страницах СМИ и в социальных сетях. Хотя факты говорят об обратном.
Последний пример – трагические события января 2022 года, когда северный сосед в составе сил ОДКБ оказал помощь руководству Казахстана в защите конституционного строя. Как отметил в одном из своих интервью К.-Ж. Токаев, Россия защищала не только Казахстан от реализации сценариев по захвату власти, но и решала свои геополитические проблемы. И это верно.
Безопасность двух соседствующих государств взаимосвязана, а ухудшение внутриполитической обстановки в одной из стран с большей долей вероятности негативно скажется на другой. Государственный переворот на Украине является ярким подтверждением этого тезиса. Ведь установившийся там политический режим оказался под внешним управлением. Так что этот режим в своём государственном строительстве, основанном на идеях этнического национализма, привел страну к гражданской войне.
Но Казахстан не Украина. И наши различия обоснованы как фактами объективной реальности, так и соответствующей волей политической элиты, понимающей выгоды от сотрудничества с Россией.
Историческая география
Казахстану, конечно же, повезло с исторической географией, и часть нашей территории не попадала на длительный период в зависимость от государств, имеющих враждебные замыслы по отношению к Российскому государству и СССР.
Украина же долгое время в разные периоды своей истории была разделена между Австро-Венгрией, Россией и Польшей. В связи с чем, среди части украинцев формировалось негативное отношение к России. В период между Первой и Второй мировыми войнами даже поддерживалось создание, как сейчас бы сказали, вооруженных формирований националистического толка, которые в годы Великой Отечественной войны использовались против советской армии. На них же нацисты опирались в политическом управлении оккупированными территориями.
Казахстанские земли поэтапно входили в состав Российской империи. Но население казахских жузов не находилось под таким мощным антироссийским идеологическим воздействием, как это происходило на Украине.
В годы Великой Отечественной войны на территорию Казахстана залетали снаряды и подвергались бомбежке некоторые станции, но в основном была развернута диверсионно-подрывная деятельность. Нацисты надеялись поднять в советском тылу националистический мятеж, но, как показывает история этой тайной войны, все РДГ (разведовательно-диверсионные группы) нацистов были «сданы» местными жителями в органы НКВД и СМЕРШ.
Поэтому у Казахстана и Украины разное отношение к Великой Отечественной войне. Позиция постмайданного руководства Украины всем известна: там героизируют Бандеру, и всех, кто перешел на службу в вермахт и СС соединения – как защитников «незалежности».
У нашей же Республики другая позиция. Так, в ходе своего первого зарубежного визита в качестве президента Казахстана К-Ж. Токаев сделал совместное заявление с президентом России В. Путиным, в котором, в частности, указывалось, что страны «не приемлют любые попытки фальсификации, переписывания и «очернения» нашей общей истории, являющейся важнейшей основой наших союзнических отношений, прежде всего истории Второй мировой войны».
Между Западом и Россией
Украине не повезло еще и с тем, что она оказалась на оси соприкосновения между Западом и Россией. Если Москву устраивал нейтральный статус Киева в военно-политической сфере, то Запад тянул украинцев в НАТО, чтобы тем самым сильнее сдерживать Россию, и, подставляя Украину, грозить с ее территории своей развернутой оборонительно-наступательной инфраструктурой. Украина согласилась на это предложение, став в итоге полем политического и военного противостояния между Западом и Россией.
Казахстану после вывода войск НАТО из Афганистана поступало такое же предложение. И ранее Запад делал аналогичные заявки, но Астана ограничилась сотрудничеством в рамках проекта «Партнерство во имя мира», не имеющем направленности против других стран.
Казахстан заинтересован в укреплении региональной безопасности, поэтому является полноправным членом «Организации договора о коллективной безопасности» (своеобразного евразийского оборонительного союза), продемонстрировавшей свою эффективность как раз в оказании помощи нашей республике в период «январской трагедии».
Руководители Казахстана на протяжении последних 30 лет после прекращения существования Советского Союза выстраивали отношения, исходя из того, что наилучшее обеспечение безопасности страны может быть достигнуто путем экономической кооперации с сопредельными странами. Поэтому во взаимодействии с Россией шло поступательное развитие интеграционных процессов, инициатором которых отчасти был сам Казахстан.
Еще в далеком 1994 году Нурсултан Назарбаев выступил с идеей создания Евро-Азиатского союза, который, по его мнению, должен был стать поясом безопасности на территории постсоветского пространства. Эта идея претерпела несколько трансформаций, но теперь она стала реальностью в рамках ЕАЭС.
Украина же в этом смысле выступила полной противоположностью Казахстану, участвуя в учреждении организации ГУАМ, которая должна была фактически провести разделительную линию по постсоветскому пространству и выстроить соответствующие экономические коммуникации в обход России.
То есть, по сути, эта организация должна была также оказывать негативное влияние на экономику РФ, сдерживая ее развитие. Правда, ГУАМ оказалась мертворожденной альтернативой евразийской интеграции, но Украина, участвуя в ее создании, понятно обозначила свои приоритеты и намерения.
На протяжении всех 30 лет, в течение которых между Казахстаном и Россией установились и расширились дипломатические отношения, мы исповедуем в двустороннем взаимодействии такие принципы, как прагматизм, заинтересованность в достижении высокого уровня региональной безопасности, так и истинный дух добрососедства и союзничества.
Есть все основания предполагать, что в дальнейшем казахстанско-российское сотрудничество будет развиваться в том же ключе. А дискуссии на тему «Кто следующий?» в общественный дискурс подкидывают те политические силы, кому не по нраву многополярный мир и нормальные партнёрские отношения с Россией.