Владелец ресторанов банкетного типа из Актобе, 45-летний предприниматель Айдын рассказал об особенностях ресторанного бизнеса в Казахстане, о заработках, конкуренции и о предпочтениях клиентов, передает IaNews.kz.
Айдын с 2007 года занимается ресторанным бизнесом, он владеет двумя ресторанами, которые специализируются исключительно на банкетах и несколькими киосками быстрого питания. Мужчина рассказывает, что казахстанцам приелись традиционные свадьбы.
«Я начинал свой бизнес как раз тогда, когда был самый расцвет тоев и различных празднеств, тогда бизнес у меня пошел буквально с первых дней. Первоначально я открыл только 1 одноэтажный ресторан – на большее денег не хватило.
И хотя в ресторане был средний ремонт, люди все равно шли к нам. Постепенно я раскрутился, все деньги, что зарабатывал, я вкладывал в ремонт, в строительство. К 2012 году у меня было 5 двухэтажных банкетных залов, которые приносили мне приличный доход», — рассказывает Айдын.
По словам мужчины, жизнь владельца ресторанного бизнеса заставляет все время крутиться «как белка в колесе», дабы иметь хороший доход.
«Работы у меня много, я сам каждое утро делаю обход ресторанов, смотрю за тем, чтобы ничего не сломалось, чтобы все было чисто, аккуратно. На кухне я получаю от поваров список продуктов, чтобы купить их.
Большую часть я покупаю на рынке и привожу, часть – привозят постоянные поставщики (мясо, рыба, алкоголь). В своем ресторане я выполняю все функции, начиная от экспедитора, бухгалтера, администратора, заканчивая развозчиком и дворником. В общем, все, что могу сделать сам – я делаю сам», — говорит Айдын.
Однако, оба ресторана Айдына довольно большие – на 200 персон каждый и поэтому сам он не справляется, на него работают еще 20 человек – повара, официанты и технический персонал.
«Сейчас у меня работает мало человек – мы экономим, хотя раньше у меня было около 50 сотрудников. Я ответственен перед своими работниками, всем им я должен платить заработную плату, платить за них пенсионные и налоговые отчисления и медицинскую страховку.
Каждое 10 и 25 число у меня головная боль — как со всеми рассчитаться, как бы никого не обидеть, войти в положение каждого. Сейчас большинство моих работников очень усердно работает, потому что мы решили, что лучше я буду платить одному человеку побольше, чем буду держать много сотрудников и каждый из них будет получать крохи», — считает наш собеседник.
Айдын признает, что до 2016 года дела в его бизнесе шли в гору, а после пошли на спад, мужчина продал три своих ресторана и оставил только два.
«Со стороны кажется, что ресторанный бизнес – это суперприбыльное дело, но это далеко не так. У нас много своих трат, много моментов, от которых мы зависим. Во-первых, много денег уходит на фонд заработной платы, я сделал так, что ни один мой сотрудник не получает меньше 100 000 тенге.
Во-вторых, много денег уходит на рекламу, и это при том, что мы работаем давно и про нас все знают по «сарафанному радио». В-третьих, ресторан должен выглядеть чисто и ухоженно, поэтому он всегда ремонтируется, всегда докупается что-то новое из посуды и текстиля.
Также большие суммы набегают за электричество, воду и другие коммунальные услуги. Ну и наконец, мы зависим от сезона, летом мой личный доход составляет 1,5- 2 миллиона тенге, зимой же – мы работаем для того, чтобы не закрыться – это 400-600 тысяч тенге в месяц прибыли.
Согласитесь, что это немного. В свое время я в сезон имел по 6-8 миллионов тенге», — говорит Айдын.
Айдын признается, что эра ресторанного бизнеса постепенно уходит на спад, и он задумывается над тем, чтобы сменить род деятельности.
«Людям начинают надоедать традиционные свадьбы, все больше ребят выбирают медовый месяц заграницей вместо пышного банкета. Много молодоженов отмечают в тихом месте, в кругу семьи.
Моя дочь в прошлом году вышла замуж, и мы с кудалар решили, что не будем делать свадьбу, лучше подарим молодым деньги. В будущем я собираюсь продать свои рестораны и заняться выращиванием экологически чистого скота», — говорит мужчина.