Свои идеи по поводу доступности дошкольного и среднего образования эксперты и родители высказали на пресс-конференции 20 августа, в четверг, в Алматы, передает IaNews.kz.
Право на получение бесплатного среднего образования закреплено в Конституции Казахстана, напомнила первый спикер депутат мажилиса парламента РК Ирина Смирнова. При этом проблемы есть и с дошкольным образованием.
— В разных регионах у детей разные возможности, чтобы посещать детские сады. В Алматы практически все дети от трех до шести лет могут посещать детские сады при доплате от государства около 28 тыс. тенге. Но, например, Туркестанской области от акимата выделяется только 16-19 тыс. тенге. Спрашивается, а чем эти дети отличаются? Они должны получать одинаковое количество средств. Этот вопрос неоднократно поднимался, но не решается, — объяснила она. — Алматинская область с 2018 года не выделяет во вновь открывшиеся детсады государственные дотации, и родителям приходится платить полную стоимость.
Многие дети, по мнению спикера, не могут посещать детский сад, потому что плата оказывается высокой, то есть лишены дошкольного образования. Местные исполнительные органы должны решать эти вопросы.
Что касается среднего образования, то депутат указала на «пропасть» между условиями в городских и сельских школах.
— Почему дети в сельских школах должны получить не такое качественное образование? Доступ должен быть равный, это закреплено в Конституции, — повторила Смирнова и назвала ещё одну проблему: — Кроме того, я хочу обратиться в Министерство образования по поводу детей, которые ранее, до пандемии, получали помощь: бесплатное питание, одежду, обувь, бесплатно отдыхали и т. д. Сегодня они лишены этого. Стали их семьи богаче в это время? Я думаю, что нет; питания и сегодня в этих семьях не хватает, как и одежды и обуви. Наверное, нужно поддерживать этих детей, даже если они учатся дистанционно.
— Ни для кого не секрет, что многие казахстанские родители в последние годы переводят своих детей на дистанционное обучение и обучают их на российских платформах. Российская платформа — это некий сайт, у которого которые имеются договоры со школами в разных городах России, и ребенок автоматически становится учеником российской школы и, заканчивая ее, получает аттестат российского образца, — рассказала она. — Когда началась пандемия и всех детей перевели на дистанционное обучение, мы увидели, какая огромная разница у российской системы с нашими школами. У россиян колоссальный опыт, они практикуют это порядка 15 лет. У родителей есть выбор: водить ребенка в обычную школу либо забрать на дистанционное домашнее образование. Для тех, кто живет в отдаленных районах, это прекрасное решение. Они получают образование от прекрасных учителей. Программа единая, все темы связаны между собой, выверенная методология и нагрузки. Эта система очень удобна для детей, которые занимаются сортом, имеют проблемы со здоровьем и т. д. Наши родители, к сожалению, этого выбора лишены.
— Юридически к ним особых претензий нет, потому что в этой сфере есть правовой вакуум. С одной стороны, согласно международной конвенции, каждый родитель вправе выбирать вид, форму обучения для своего ребенка. С другой стороны, закон «О браке и семье» говорит о том, что мы вынуждены жить в рамках «всеобуча». «Всеобуч» — это лицензированные в Казахстане школы, то есть ребенок обязан посещать казахстанскую школу. Здесь есть правовой конфликт. Мне хотелось бы обратить на это внимание власть имущих. Пришло время поднять этот вопрос и говорить о легализации дистанционной формы обучения для казахстанских детей, — заявила Ольга Оринбасарова.
В качестве аргументов «за» она привела следующие. На период пандемии родителям дошкольников дан выбор: оставлять детей дома или водить в дежурные группы в детсадах. У родителей детей школьного возраста этого выбора нет — «я вижу здесь возрастную дискриминацию».
— Нужно узнать общественное мнение по этому вопросу, выяснить, сколько родителей выберет дистанционную форму обучению. Хотелось бы от государства получить больше гибкости, — добавила Оринбасарова.
Кстати, по подсчетам самих родителей, в Алматы на российских платформах обучаются около 1000 детей, в Нур-Султане такое желание изъявили около 600 семей. Согласно мини-опросу среди 200 родителей, только 15% из них согласны на дистанционную форму обучения, отметила Оринбасарова. То есть бояться того, что казахстанские школы опустеют, не надо, дополнила коллегу ещё один спикер пресс-конференции Марианна Гурина, президент ОФ «Улагатты жануя».
— Дети не перестанут ходить в школу, но там будет не 45 детей в классе, а 40 или 35, — считает Гурина.
Многие родители ждут появления подобной платформы в Казахстане, подчеркнула Ирина Смирнова.
— Хотели бы учиться на такой платформе в Казахстане, чтобы учиться по казахстанской программе — изучать историю Казахстана, географию, казахскую литературу и т.д., но пока Министерство образования не решается урегулировать эту проблему, — сделала она вывод.