Представлена концепция модели развития дошкольного воспитания и обучения в Казахстане, передает корреспондент агентства.
«Модель дошкольного воспитания и обучения представляет собой концептуальный документ, определяющий основополагающее видение, цель, задачи, ценности и принципы дошкольного воспитания и обучения», — говорится в представленной концепции.
Публикуем концептуальную часть документа министерства образования и науки полностью.
1) Основополагающее видение дошкольного воспитания и обучения:
Дошкольное воспитание и обучение Республики Казахстан нацелено на развитие уверенных в себе, самостоятельных, любознательных, устойчивых к трудностям, здоровых, свободно и критически мыслящих детей.
2) Целью дошкольного воспитания и обучения является cоздание условий для целостного развития и раскрытия потенциала каждого ребенкас учетом его интересов, потребностей, возможностей.
3) Задачи дошкольного воспитания и обучения:
обеспечение и защита прав ребенка;
создание развивающей безопасной образовательной, в том числе инклюзивной среды с учетом индивидуальных способностей и потребностей каждого ребенка;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания, подходов и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей, основанных на научных исследованиях;
обеспечение преемственности содержания дошкольного и начального образования;
обеспечение психоэмоционального и физического благополучия;
привитие общечеловеческих и национальных ценностей;
выстраивание доброжелательных взаимоотношений путем качественных значимых взаимодействий педагога с каждым ребенком и между детьми;
осушествление работы в партнерстве с семьей и обществом.
4) Основополагающими ценностями дошкольного воспитания и обучения являются:
уважительное отношение к личности ребенка;
Педагог собственным поведением демонстрирует уважительное отношение ко всем детям; создает в группе спокойную, доброжелательную обстановку; проявляет интерес к каждому ребенку, интересуется его настроением, самочувствием; в образовательном процессе учитывает их особенности и интересы; создает условия для формирования положительных эмоций; учит осознавать свое эмоциональное состояние; создает атмосферу доверительного взаимодействия.
сотрудничество и поддержка;
Сотрудничество – это взаимодействие ребенка с другим ребенком или с детьми, либо со взрослым. Поддержка — это внимание или действие другого ребенка или взрослого, оказываемое ребенку для разрешения проблем, возникших в конкретной ситуации. В процессе сотрудничества выделяется цель, должен быть мотив к сотрудничеству, вырабатывается согласованное действие участников, навыки, достигаются результаты. Взрослый должен быть не только источником внимания и поддержки, но и показывать и подсказывать действия, прислушиваться к ребенк у. Благодаря сотрудничеству со взрослым ребёнок умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. При сотрудничестве друг с другом дети активно общаются, двигаются, радуются. Необходимо развивать у детей умениядля осуществления сотрудничества и поддержки друг друга в совместной деятельности. Для этого педагог должен направить свои усилия на поддержку положительного эмоционального фона взаимодействия детей, ориентировать на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнёра, отзывчивости, проводить беседы о уточнению правил сотрудничества и дружбы, демонстрировать образцы положительного поведения, включаться в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнёра.
игра и творчество;
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой ребенок осваивает общественный опыт, развивается духовно и физически, развиваются психические процессы, происходит становление личности; игра – самостоятельная деятельность, где дети общаются друг с другом. формируется личность ребенка.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, это — творческие или сюжетно-ролевые игры; творчество проявляется в замысле игры; дети сами выбирают, придумывают сюжет и организуют игру.
Задача педагога — сосредоточить внимание детей на цели для установления взаимодействий, взаимоотношений, ответственности; важным условием успешного руководства творческими играми является установление контакта с детьми, проявление интереса, понимание замысла игры; педагог не должен навязывать детям игру, не подавлять инициативу, а увлечь сюжетом, положительным примером из жизни, художественных произведений; игра как творческая деятельность полноценно развивается тогда, когда педагог систематически и целенаправленно форми ует эту деятельность.
открытость к познанию нового;
В дошкольном периоде у детей развивается эмоциональная и коммуникативная открытость, доверие к внешнему миру, уверенность в своих силах; проявляется интерес ко всему окружающему: открытость своего «Я» ребенка, стремление узнать себя, своего внутреннего мира с помощью вопросов, действий, предметов; открытость социуму, формирование понятий «родители, семья, родные, малая родина», роль родителей в жизни ребенка, семейные, народные традиции, обычаи, участие родителей в жизни детского сада; открытость к окружающей природе, стремлени познать природу, природные явления, изменения, бережное отношение и любовь к природе; открытость к культуре, знание и применение правил поведения в семье и социуме, традиции, обычаи семьи и социума, знакомство с произведениями искусства (детская литература, музыка, живопись, предметы декоративно-прикладного искусства).
С учетом потребности и интересов детей необходимо гибкое, дифференцированное, свободное построение педагогического процесса, гуманизация отношений между детьми, педагогами, родителями, готовность сотрудничать с микросоциумом, привлечение родителей к процессу воспитания и развития детей.
осознанность и устойчивость к трудностям;
В дошкольном возрасте формируется независимость детей от окружающей ситуации, дети начинают осознавать свои физические возможности и умения, себя — участниками социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, развивается целенаправленность,произвольная регуляция действий,самосознание, представление о себе, осознание личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач и постепенно складывается образ Я; формируется положительное эмоциональное отношение к себе, точное и полное знание себя, осознание хороших плохих качеств, достоинства и недостатки, умение оценивать себя адекватно, принимать собственные решения и отстаивать их, что является важным условием развития самосознания, самоконтроля.
исследовательская деятельность;
Детям-дошкольникам характерна любознательность, желание узнать о свойствах и способах употребления предметов окружающего мира; его привлекает исследовательская деятельность с природными материалами и игрушками; развивается умение классифицировать предметы по признакам; могут выделять различные свойства предметов и упорядочивать предметов по величине, цвету, форме и др., проводить сравнения; к старшему возрасту умеют вычленять в сложных объектах простые формы и создавать из простых форм сложные объекты; используют простые зображения для решения задач, способны объяснять причинно-следственные связи,накапливают знания о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом; сформированы основные сенсорные эталоны, представления о явлениях окружающей действительности; в продуктивной деятельности могут изобразить задуманное,благодаря активности,стремлению задавать вопросы, наблюдатьи экспериментировать.
5)Основными принципами деятельности педагогических работников системы дошкольного воспитания и обучения определены:
уважение личности и соблюдение прав ребенка;
В Конвенции о правах ребенка (принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 года) ребенок признается самостоятельным субъектом права и перед государствами поставлена задача подготовки ребенка к самостоятельной жизни, в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости,свободы равенства и солидарности».
Дошкольная организация является защитником прав и интересов детей.
Работа дошкольной организации, в том числе педагогов направлена на создание безопасных комфортных образовательных условий, охрану здоровья, полноценное питание, физическое и эмоциональное развитие, учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Соблюдение прав детей направлено на исключение физического или эмоционального давления, критики,угроз и замечаний со стороны персонала, унижающих чувствособственногодостоинства и подавляющих личность.
Необходимо установление атмосферы взаимного доверия и уважения, сотрудничествопедагогаи ребенка,удовлетворение потребности и интересов в различных видах деятельности.
целостное развитие ребенка;
Целостное развитие ребенка подразумевает совокупность индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоение ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.
Педагогический процесс решает основную задачу по формированию ключевых компетентностей ребенка (здоровьесберегающих, коммуникативных, познавательных, творческих и навыков социализации).
В результате в развитии ребенка происходят количественные (рост, вес, костно-мышечный аппарат)и качественные изменения (психические процессы).
В различных видах детской деятельности складываются психические особенности (интеллектуальные, волевые, моральные качества, сознание и самосознание).
Педагогическое руководство осуществляется над физическим, социально-личностным, коммуникативным, познавательным, художественно-эстетическим развитием ребенка, решаются задачи по приобщению детей к здоровому образа жизни, обеспечению эмоционального благополучия, развитию любознательности, способности к творчеству, формированию знаний об окружающем мире, стимулированию игровой активности детей и др.
интегрированный подход к обучению;
Решение задачи по целостному развитию ребенка требует интегрированного подхода к воспитанию и обучению.
Интегрированный подход к обучению учитывается при планировании образовательного процесса (интеграция разделов учебной деятельности, интеграция различных видов деятельности), проведении режимных процессов (закрепление знаний и умений), в основном осуществляется при реализации содержания учебной программы.
Интегрированное обучение повышает мотивацию, уровень воспитанности, формирует интерес к окружающему, познанию мира, отношений, развитию художественных способностей, позволяет систематизировать знания, дает возможность привлечь каждого ребенка в педагогический процесс, повышает активность, ребенок имеет возможность самообучения, самовыражения и др.
Осуществляется интеграция различных видов деятельности: коммуникативная (рассказ, беседа, чтение) – игровая (словесная, дидактическая) – познавательная (наглядность) – двигательная (малоподвижная игра, физминутка) или познавательная (дидактический, раздаточный материал) – коммуникативная (художественное слово, беседа) – социализация (драматизация) — двигательная (физминутка) и др.
Интегрированный подход позволяет сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности,
вовлечение ребенка в процесс воспитания и обучения через игру;
Игра как ведущий вид деятельности помогает разнообразить процесс воспитания и обучения, создать хорошее настроение у детей, повысить активность и результативность. Игры осуществляют обучающую, равзивающую, воспитывающую функции: дидактическая игра развивает писхические процессы, повышает эффективность обучения; в сюжетно-ролевых играх дети усваивают социальный опыт, моральные качества; подвижные игры – развивают основные виды движений, организуют детей, воспитывают у детей чувство командности, коллективизма; нстольно-печа тные игры развивают логическое мышление и другие психические процессы, мелкую моторику, усидчивость и др. Игра также выполняет психологическую, коммуникативную, развлекательную, релаксационную функции.
выстраивание отношенийс детьми как с субъектами образовательного процесса и конструкторами своих знаний;
Одна из главных задач педагога детского сада — построение равноправных положительных взаимоотношений, развитие дружеских связей детей – желание детей действовать вместе, умение сотрудничать, сохранять дружный стиль общения; при равноправном партнерстве в процессе обучения и воспитания обеспечивается взаимное доверие,, создаются условия для решения проблемы; оптимальная форма работы – работа с подгруппой детей, где в процесс вовлекаются все дети; при построении равноправных партнерских взаимоотношений важно, чтобы взрослые вместе с детьми смеялись, огорчались, ошибались и исправлялись по ходу выполнения задания; равноправные отношения строятся на основе диалога; в процессе становления круга общения, совместной деятельности и общего интереса возможна передача объема знаний, умений и навыков и обеспечение эффективности педагогического процесса.
отслеживание уровня развития ребенка;
Мониторинг проводится в целях отслеживания эффективности усвоения учебной программы воспитанниками; цель–получить информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка и результативность педагогического процесса; с целью выявления уровня развития детей и корректировки учебно-воспитательного процессапроводится стартовая промежуточная и итоговая диагностика; педагогом организуется ежедневное наблюдение за детьми в естественной обстановке – в различных видах деятельности, режимных моментах, общении с окружающими людьми, за поведением, применением знаний и др. Виды мониторинга — усвоения программного материала; посещаемости, заболеваемости и физической подготовленности детей; взаимодействия дошкольной организации и семьи; готовности воспитанников предшкольноговозраста к обучению в школе.
Проведение мониторинга позволит определить успешность и результативность образовательного процесса,целесообразность управления качеством педагогического процесса,способствует повышению профессиональной компетенции педагогов; прогнозировать перспективы развития дошкольной организации.
осушествление деятельностипедагога в качестве фасилитатора развития ребенка;
В педагогическом процессе от педагога требуется достижение поставленных целей и задач, повысить активность детей, воспитать в них самостоятельность, активность. Для достижения вовлеченности детей необходимы подходы к организации образовательной деятельности. Педагог можетприменить фасилитацию (специальные действия, направленные на организацию групповой работы) для организации деятельности таким образом, чтобы у воспитанников появились интерес, мотивация к обучению.
Педагог-фасилитатор, чтобы активизировать воспитанников,заранее готовится к проведению занятия, умеет задавать правильные вопросы, ко всем относится одинаково, включает в работу всех детей, поддерживает и поощряет, при обсуждении опирается на опыт детей, поддерживает зрительный контакт, использует наглядный материал, умеет создавать проблемные ситуации и др.
Процесс фасилитации позволяет повысить эффективность групповойработы, добиться вовлеченности и проявления заинтересованности детей, раскрытию их потенциала.
«Ожидаемые результаты: совершенствование нормативной правовой базы сисемы дошкольного воспитания и обучения; эффективная реализация типовой учебной программы, вариативных учебных программ дошкольного образования; реализация требований, определенных в модели выпускника дошкольной организации (воспитанник физически развитый, любознательный, уверенный в себе и активный, эмоционально отзывчивый, владеюший социальными навыками и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, навыками самообучения, имеющий первичные редставления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе, владеющий необходимыми умениями и навыками для обучения в организации среднего образования); улучшение работы методической службы дошкольных организаций; улучшение материально-технической базы, отвечающей современным требованиям; развитие системы социального партнерства всех участников образовательного процесса; повышение уровня удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг, присмотра и ухода за детьм и; взаимодействие дошкольной организации с семьями воспитанников, поддержка атмосферы доверия, взаимопонимания и общности интересов», — сказано в документе.