Несмотря на перевод многих госуслуг в электронный формат, все еще остаются поводы, по которым казахстанцам приходится неформально решать вопросы, сказала спикер Сената Дарига Назарбаева, передает IaNews.kz.
— Мне прислали доклад «Мониторинг состояния коррупции в Казахстане» от международной организации Transparency International. Они анализировали обращения наших граждан в госорганы и жалобы. Все это сейчас есть в е-формате. Они указывают на то, что уровень коррупции у нас в стране значительно снизился, но тем не менее, есть еще отдельные моменты на разных уровнях , на которые указывают наши граждане, — сказала на пленарном заседании Сената Назарбаева.
По ее словам, среди госорганов, где казахстанцам приходится неформально решать свои вопросы, полиция, государственные вузы, государственные колледжи, суд, управление градостроительного контроля, управление земельных отношений, военкоматы, миграционная служба, управление занятости и соцзащиты, государственные детсады.
— Среди топ 10 коррупционных поводов – лечение и прием у специалиста. Хотя минздрав говорит, что у нас электронные очереди и можно из дома записываться. Устройство на работу, получение и оформление земельного участка, устройство ребенка в детский сад и даже внесение его в электронную очередь. Это тоже коррупциогенная сфера, — рассказала спикер Сената.
Он добавил, что самым распространенным способом действий работников ведомства с целью получения неформального платежа выступает волокита и затягивание решения вопроса.
— Люди просто платят за то чтобы это все быстрее оформить, чтобы это было качественно и так далее. Сейчас мы занимаемся активно реализацией программы «Цифровой Казахстан», но данные сведения указывают на то, что у нас там не все благополучно, — отметила Назарбаева.
Вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аблайхан Оспанов отметил, что регулярно получают обращения от казахстанцев, проводятся заседания межведомственной комиссии, по итогам которых было утверждено порядка 500 дорожных карт по оптимизации и автоматизации госуслуг.
— Туда вошли и многие услуги, которые уже переведены в электронный формат, но граждане не получают данные услуги, либо какие-то факторы, коррупционные риски остались. Некоторые госуслуги утверждены на 2020-2021 годы, которые требуют внесения в законодательство. С 1 ноября было принято упрощение адресной справки. Мы видим, что граждане продолжают их требовать и госорганы тоже, хотя в законе прописано, что эти сведения не должны требовать, — сказал Оспанов.
На вопрос спикера Сената Дариги Назарбаевой, что встречаются факты, когда казахстанцы платят за сокращение электронной очереди в детские сады, вице-министр профильного ведомства ответил, что единичные примеры были при переезде из одного региона в другой.
— Один из примеров, который на практике был, это, возможно, перевод из одного региона в другой. Для этих целей в министерстве образования, создается единая электронная очередь. То есть, увидели упущение в некоторых моментах и сегодня они дорабатывают систему, чтобы была единая сквозная электронная очередь. Чтобы не было таких переводов из очереди в очередь, — сказал Аблайхан Оспанов.