Четверых петропавловцев судят по обвинению в создании транснациональной преступной группировки: по версии следствия, они совместно с гражданами России наладили поток нелегальных японских машин в Казахстан. Уже год они находятся под стражей, но поток автовозов с праворульками через казахстанско-российскую границу не остановился.
Стать обладателем иностранной машины казахстанцы могут несколькими способами. Первый — купить машину, например, в России и поставить ее на учет в Казахстане, заплатив за первичную регистрацию и пресловутый утилизационный сбор. Но легально получить казахстанский номер можно только на автомобиль с левосторонним управлением. Так что огромный парк относительно свежих российских праворулек в пролете.
Российскую регистрацию на казахстанскую можно не менять. Но тогда придется пользоваться машиной по доверенности и раз в год вывозить авто из страны на целый месяц.
Существует еще один способ обойти утильсбор, которым активно пользуются казахстанцы: совершить вполне легальную процедуру по замене кузова. Нужно только заполучить старый техпаспорт той же модели. В страну более свежий автомобиль завозится в виде конструктора: кузов отдельно от двигателя. Дальше необходимо получить сертификат безопасности в любой фирме, у которой на выдачу таких документов есть гослицензия. А затем оформить в автоЦОНе замену кузова. Технический паспорт тоже будет новый. И, несмотря на то что указан в нем прежний год выпуска, машина в реальности будет более новой, поскольку ввезенный в страну конструктор легким движением пары рук на любой приличной СТО превращается в полноценный автомобиль.
Вокруг импорта в Казахстан тех же японских машин через Россию организовалась целая бизнес-инфраструктура. Через специальные фирмы автомобили покупают на аукционах в Японии, затем их доставляют в российский Владивосток, где машины надо растаможить. Здесь можно оплатить полную пошлину и ввезти автомобиль как таковой, а можно купить машину на распил, когда кузов пилят пополам. Тогда платеж вообще копеечный. Есть и средний по цене способ: растаможить так называемый конструктор — кузов отдельно от двигателя. Это самый популярный среди казахстанских покупателей вариант.
Существуют десятки российских фирм, клиентами которых становятся наши соотечественники. Но непосредственно в Казахстан ни одна из них машину не привезет. Конечный пункт российских автовозов с японскими конструкторами — приграничные города РФ. А оттуда их уже забирают казахстанские перевозчики, по сути, просто перетаскивая через границу. От Омска до Петропавловска, например, около трехсот километров. Транспортировка одной машины обойдется покупателю от 130 тысяч тенге.
Кто-то из перевозчиков работает как ипэшка, оформляя при ввозе машины на физлиц. Кто-то создает ТОО и самостоятельно платит налог на импорт. Но главное, и те и другие ввозят в Казахстан согласно документам не машины, а запчасти. По сути, так оно и есть: у этих машин нет ни одного документа, кроме выданной российской стороной таможенной декларации, которая свидетельствует, что конструктор чистый и действительно куплен на японском аукционе.
А вот после доставки в тот же Петропавловск у этих конструкторов несколько дорог. Вероятно, какая-то часть действительно идет на разборы. Но большинство на местных СТО собирают в полноценные авто. Счастливые обладатели старых техпаспортов делают в автоЦОНе замену кузова и получают свежую машину в обход утильсбора и первичной регистрации.
Но и остальные машины отправляются на казахстанские дороги, правда, с липовыми документами и номерными знаками. Причем они могут быть как российскими, так и казахстанскими.
И это уже противозаконно. Прекратить это безобразие и должно было расследование североказахстанского департамента экономических расследований (ДЭР). Год назад его сотрудники задержали четверых петропавловцев, назвав их членами транснациональной ОПГ.
На скамье подсудимых Михаил ИВАНОВ — по версии следствия, создатель и руководитель группировки, человек, который контролировал более двадцати фирм на Дальнем Востоке и наладил через них поток автомобилей в Казахстан, а здесь продавал их по липовым документам, прикручивая поддельные российские номера.
На деле же казахстанец Иванов занимался тем, что перетаскивал автомобили через границу по заказу покупателей и дальше Омска не ездил ни разу. Он много лет работал на эвакуаторе, ремонтировал машины на своей СТО. А с 2019 года, когда в Казахстане поднялся спрос на японские конструкторы, начал возить машины на заказ.
Происходило это так: покупатели в Казахстане связываются с продавцами в России, выбирают авто, поэтапно рассчитываются с ними. Потом обращаются к Иванову, чтобы тот привез автомобиль из Омска в Петропавловск.
Сначала он делал это как ИП. В октябре 2020 года, когда поток заказов вырос, организовал ТОО “МегатроN”. Через эту фирму шли и все налоги на импорт запчастей. За пять месяцев, что тэоошка успела поработать, перевезли через границу 1400 машин-конструкторов. Сколько провез через границу с 2019-го ипэшник Иванов, не считал даже он сам.
Свои деньги за перевозку Иванов получал тогда, когда передавал авто покупателю в Петропавловске.
— Это все подтверждают свидетели, люди, которым Иванов привозил автомобили, — рассказывает адвокат Нурум КАЗБЕКОВ. — они все говорят, что у Иванова машины не покупали, а приобретали их в России. Впрочем, есть шесть человек, которые подтвердили версию следствия о том, что Иванов и есть продавец. Но по странному совпадению именно у них автомобили не были изъяты.
В этой громкой истории есть еще одна сторона — автовладельцы, у которых в один прекрасный день автомобили изъяли как вещдоки. Машины, перевезенные через границу ТОО “МегатроN”, разошлись по всей стране. Авто изымали в Нур-Султане, Алматы, Актобе, Атырау, Павлодаре, Караганде и Петропавловске. Среди них немало и тех, у кого с документами все в порядке. В Петропавловске таких автовладельцев набралось 155 человек!
— Мы уже готовы пикет организовать у департамента экономических расследований! — восклицает водитель Игорь. — У нас просто отобрали машины без оснований и даже не обещают, что вернут! Но ведь ничего противозаконного с нашими авто нет. Да, мы сделали замену кузова, пытаясь хоть как-то обновить свои машины по доступной цене. Но это ведь не запрещено законом! Сначала государство в виде экспортного контроля пропускает конструкторы через границу, не видя в этом нарушений. Потом оно же в автоЦОНе делает легальную замену кузова и выдает новый техпаспорт. И дальше эти машины без проблем перепродаются, сделки регистрируются в ЦОНах. Многие из нас, у кого забрали авто, являются вторыми, а то и третьими владельцами машины!
— Я свою машину купила четыре года назад, когда этой тэоошки и в помине не было, — рассказывает Светлана МИЛЮШИНА. — Мы оставили автомобиль на стоянке, пока ждали запчасть для ремонта, а когда через неделю приехали, не обнаружили ее. Через пару дней поисков узнали, что ее изъял ДЭР. Никаких документов об изъятии у меня нет, никакого постановления тоже. И уже год я не могу добиться от департамента какого-то внятного ответа, при чем здесь моя машина. Видимо, загребли вместе с остальными, как праворульную с заменой кузова…
Мух от котлет в этой запутанной истории и правда стоило бы отделить. Кроме тех, кто нашел лазейку и, формально ничего не нарушая, все-таки смог получить казахстанскую регистрацию на свежую праворульку, есть и те, кто пользуется авто по липовым документам. По делу проходят и такие машины, у которых в казахстанских техпаспортах указан год выпуска позже 2009-го, когда регистрация праворулек в Казахстане была запрещена. Сделать это без участия полиции невозможно. То же самое касается липовых российских номеров: а ведь и такие есть в этом деле.
Но на скамье подсудимых вместе с перевозчиком Михаилом Ивановым вовсе не должностные лица. Дальше местных перевозчиков-ремонтников следователи не пошли.
Еще один подсудимый — Аслан ТАЛИПОВ — директор тэоошки, который вел всю бухгалтерию фирмы. А ДЫБЕЦ и КОВАЛЕНКО — двое из восьми водителей, которые работали на автовозах.
В деле о создании транснациональной организованной преступной группировки нет также ни одного российского гражданина, хотя, по официальной версии следствия, “канал поставки организован гражданами Российской Федерации и Республики Казахстан”.
Фирмы на Дальнем Востоке, все двадцать три, что фигурируют в деле, продолжают свою деятельность до сих пор. Да и начали они ее задолго до 2019 года, когда Иванов с компанией решил зарабатывать перевозкой конструкторов через казахстанско-российскую границу. А на пункты в российском Омске с поэтическими названиями “Роза ветров” и “Армейский переулок”, куда приходят автовозы с японскими конструкторами из Владивостока, как и прежде, регулярно приезжают казахстанские перевозчики. После громкого ареста организаторов и участников транснациональной ОПГ ничего в этом процессе не изменилось. Лишь стоимость доставки возросла почти вдвое.
Начиная с мая адвокат Михаила Иванова дважды в неделю ездил на пограничный пункт “Каракога”. И каждый раз ему удавалось снять на видео вереницы автовозов, которые, получив разрешение от экспортного контроля департамента госдоходов, завозят в Казахстан конструкторы запрещенных к регистрации японских праворулек. И, судя по количеству таких машин на местных дорогах, завозят их вовсе не на запчасти.