Казахстанские психологи пытаются лечить людей от гомосексуальности, советуют улыбаться и терпеть домашнее насилие, говорят, что жертвы изнасилований сами провоцируют преступников и многое другое. Неоднозначные советы и мнения медийных психологов транслируются через СМИ. В некоторых случаях публичные высказывания психологов становились поводами для скандалов и споров в социальных сетях, их советы называли токсичными, осуждающими жертв насилия и гомофобными, рассказывает IaNews.kz.
Мы проанализировали особенно яркие высказывания психологов, попросили их самих прокомментировать собственные слова и поговорили с их коллегами, которые придерживаются противоположных взглядов на то, как надо оказывать психологическую помощь в отдельных деликатных случаях.
Смотреть на насилие через юмор
«Әлі де кеш емес» («Ещё не поздно») – психологическое пособие для женщин на казахском языке о том, как научиться любить себя и побороть страхи. Его автор – известный казахстанский психолог Зарина Ханторе. У эксперта 124 тысячи подписчиков в Instagram, она известна тем, что выступает за создание института келинок в Казахстане.
Зарина Ханторе рекомендует женщинам быть терпеливыми в случае конфликтов с мужем и вместо того, чтобы ругаться, сделать что-то по дому, например, почистить казаны. Психолог в своей книге также советует мыслить позитивно и находить юмористическую сторону в семейных драмах. В качестве примеров, на которые можно взглянуть с улыбкой, она приводит истории реальных казахстанских женщин, живущих в сельской местности. Например, в книге есть история женщины, которую в течение 15 лет избивал муж. Причём её соседка была в такой же ситуации.
«Один день меня бил мой супруг, на другой день Асию бил её благоверный. Так и чередовались», – рассказывает женщина в книге.
Героиня книги рассказывает, что однажды встретила сестру соседки, которая ужаснулась, увидев её разбитое от побоев лицо. Женщина сказала, что просто упала.
«Ой, у меня ничего ещё, вон, у Асии (соседка женщины – Авт.) ещё страшнее синяки, чем у меня, она вообще сильно упала». И тут же думаю, что когда она увидит синяки Асии, то совсем в ужас придёт. Но заметив, как сестра покатилась со смеху, в душе я была рада её внутренней стойкости», – приводит автор историю из жизни женщины.
Ещё один случай Зарина Ханторе приводит в качестве примера того, как терпеливая женщина добивается уважения. Мужчина на протяжении двадцати лет после свадьбы не называл свою жену по имени и обращался к ней только нецензурными словами. Самым безобидным было слово «сучка».
«Женщина вспоминает, что однажды, пока супруга копалась в вещах, раздался крик: «Сучка!» И жена побежала на крик, откликаясь: «Ау!» Дети попадали со смеха. Жене и мужу стало от этого как-то не по себе. Супругу стало сильно стыдно. С тех пор он начал её называть по имени», – приводит психолог историю из жизни.
Книга Зарины Ханторе из серии «Казахская психология» продаётся во многих книжных магазинах, стоимость – 3 500 тенге. Заявленный тираж достигает 25 000 экземпляров, продано более 3 тысяч экземпляров.
«Я против насилия»
По мнению казахстанского психолога Олеси Падалко, подобные советы могут быть опасны для здоровья женщин.
«Как ещё можно воспринимать насилие? В идеале, с точки зрения здравого смысла, надо убегать от такого мужа, потому что так недалеко и до смертельного исхода. Нет смысла жить с человеком, поднимающим руку на женщину», – считает Олеся Падалко.
Олеся Падалко согласна с тем, что женщина может сама спровоцировать бытовой конфликт, но даже в этом случае нельзя бить человека.
«Я против насилия в любом его виде. Если каждый будет с помощью кулаков доказывать свою правоту, то мы превратимся в первобытное общество», – считает Олеся Падалко.
Зарина Ханторе прокомментировала свою книгу в разговоре с корреспондентом Informburo.kz. По её словам, женщине не следует доводить мужчину до состояния аффекта, когда он способен поднять на неё руку. При этом Зарина считает, что выбор – жить с таким человеком или уйти – остаётся за женщиной.
«В случаях насилия надо сдавать мужчину в полицию, доводить дело до суда. Надо разводиться, ведь нельзя терпеть насилие. Но если женщину устраивает такой расклад и она намерена с ним жить и дальше, то она сама вправе решить, как ей быть, я не могу ей советовать, что она должна что-то делать», – считает Зарина Ханторе.
«Ко мне за помощью обращаются люди, не желающие быть геями»
В 2012 году известный казахстанский психолог Анна Кудиярова в интервью рассказала журналистам о том, что с помощью терапии может как бы вылечить гомосексуала и помочь ему вернуть гетеросексуальность.
Спустя семь лет после этого интервью психолог не отрицает, что в случаях, когда человек сам этого желает, она может помочь ему со сменой ориентации. По словам Кудияровой, её клиенты – это геи, осознанно желающие стать гетеросексуалами.
«Если он хочет стать таким же, как все остальные, то надо ему помочь. Человек мучается, приходит ко мне, просит совет. Моя задача, чтобы его психологическая проблема решилась. Если же человек сознательно не хочет менять свою ориентацию, то моей помощи ему не надо. Даже когда ко мне родители приводят клиента, я всегда пытаюсь, выяснить, хочет ли сам клиент этого», – говорит Анна Кудиярова.
Кудиярова считает, что гомосексуальность некоторых её клиентов носит приобретённый характер и восходит к психологическим травмам или фиксациям на каких-либо впечатлениях из прошлого.
«Причинами для гомосексуальности могут быть испытанные в прошлом психологические травмы. К примеру, ко мне пришёл интеллигентный мужчина, который хотел развестись с женой и жить вместе со своим любовником. Его любовник поставил перед ним условие: либо он, либо она. Я выяснила, что он любит секс с мужчинами, у которых большие волосатые руки. Его возбуждало, когда эта волосатая рука шлёпала его по ягодицам. Оказывается, в детстве папа его сильно шлёпнул по ягодицам, и тот испытал возбуждение», – рассказывает Анна Кудиярова.
Другой случай из практики Анны Кудияровой произошёл со студентом, сосед которого в детстве заводил его в сарай и в обмен на сладости просил делать вещи сексуального характера. Студент встретил соседа, уже будучи взрослым, он рассказал психологу, что при виде него испытал сильное сексуальное возбуждение.
«В панике студент пришёл ко мне, и я провела с ним двухмесячную терапию. В ходе терапии он понял, что это психологическая травма. Когда он это осознал, то успокоился. Он уже не возвращался к этой проблеме и через год прислал приглашение на свою свадьбу», – вспоминает Анна Кудиярова.
Гомосексуальность – это не болезнь
Психолог Надежда Хасанова не согласна с правильностью подобного подхода при работе с клиентами, осознающими свою гомосексуальность. По её мнению, психолог должен изначально принимать пациента таким, какой он есть, и скорее помочь лучше осознать себя, нежели корректировать его сексуальность.
«Вылечить человека от гомосексуальности невозможно. Есть этический кодекс психолога, который гласит, что работать важно не с симптомом или поведением, а с человеком. Принятие того, что есть, это важный принцип работы», – считает Хасанова.
Другой психолог Олеся Падалко считает, что исцелить человека от гомосексуальности невозможно, потому что это не болезнь. Кроме того, она считает, что «вырастить» гея, лесбиянку или бисексуала также невозможно. Ориентация не зависит от определённого вида воспитания. Гомосексуалы живут и растут и в городах, и в деревнях, и в многодетных семьях, и в среде, где все вокруг гетеросексуальны. Также психолог отмечает, что закономерной связи между пережитыми в детстве травмами и гомосексуальностью нет.
«Нельзя ставить в один ряд гомосексуальную ориентацию и насилие, пережитое в детстве. Закономерности такой нет. Конечно, в моей практике были случаи, когда смене ориентации предшествовало изнасилование. Но это скорее исключение, а не правило. И на всех таких лиц найдётся столько же, которые пережили подобный опыт в детстве, но ориентацию не сменили», – считает Олеся Падалко.
«Это влияет на сознание подрастающего поколения»
Тема гомосексуальности в негативном контексте и с патологизирующей позиции часто появляется в казахстанских СМИ. Так, заместитель директора Центра психического здоровья (ЦПЗ) Алматы Жанна Сабиргалиева в своём интервью сайту Zakon.kz рассказала о том, что гомосексуальность носит приобретённый характер. По мнению специалиста, существуют разные причины для становления человека представителем ЛГБТ.
Первой причиной является атмосфера в семье, в которой воспитывается человек. Отсутствие должного родительского воспитания может стать причиной патологического поведения ребёнка. Вторая причина – это широкая пропаганда однополой любви в массмедиа.
«Сейчас многие знаменитые спортсмены, певцы, актёры и даже политики на весь мир объявляют каминг-аут. Конечно, всё это влияет на сознание подрастающего поколения, которое, к сожалению, берёт это за основу, чтобы хоть как-то отличиться», – рассказывает Жанна Сабиргалиева.
Третьей причиной распространения гомосексуальности специалист называет протест со стороны молодого поколения. В качестве четвёртой причины Сабиргалиева называет полученные в детстве психологические травмы. Ещё одна причина, со слов специалиста, – это комплекс неполноценности, когда девушке кажется, что она некрасива и не привлекает внимание противоположного пола, она начинает искать ответную симпатию со стороны представительниц своего пола.
«По сути, это просто люди»
Психолог Олеся Падалко считает, что гомосексуальность нельзя называть патологией. По мнению Падалко, главное условие для психолога, работающего с представителем ЛГБТ, – это принятие его таким, какой он есть.
«По сути, это просто люди. И работа с ними мало отличается от работы с гетеросексуальными клиентами. Просто добавляется несколько тем, таких, например, как каминг-аут, аутинг, поиск партнёра в ограниченном числе лиц, хронический стресс от необходимости скрывать свои предпочтения и непринятие обществом», – считает Олеся Падалко.
Психолог Надежда Хасанова не согласна с тем, что гомосексуальность распространяется через гей-пропаганду в СМИ и социальных медиа. По её мнению, этим невозможно «заразиться» через моду и пропаганду.
«Жертвами изнасилования становятся девушки, обожающие вечеринки»
Психолог Мария Фёдорова считает, что чаще всего жертвами изнасилований становятся молоденькие девчонки, обожающие шумные вечеринки и мечтающие выглядеть круто и современно. Специалист рассказала об этом журналисту сайта «Экспресс-К».
«Они отправляются на сомнительные праздники, для куража смело и охотно выпивают, в какой-то момент теряют над собой контроль и иногда даже не помнят о случившемся с ними. Нарваться на насильников можно и усевшись в машину «бомбилы», – рассказывает Мария Фёдорова.
По мнению специалиста, женщины могли бы избежать трети изнасилований, если бы были предусмотрительнее и осторожнее. В некоторых ситуациях, по мнению эксперта, девушка сама виновата в случившемся. Также Фёдорова допускает, что некоторые женщины пытаются заработать деньги на изнасиловании.
С мнением специалиста не согласна психолог Наталья Санарова, заявляющая, что в её практике лишь в одном из ста случаев насилия жертва была пьяна. Исходя из её опыта, больше всего изнасилований приходится на несовершеннолетних лиц.
«Я очень редко вижу женщин, которые приходили бы ко мне на приём и говорили, что их изнасиловали, потому что они чересчур много выпили алкоголя. Чаще всего как раз изнасилования происходят в отношении несовершеннолетних со стороны родственников или же близких людей», – говорит Наталья Санарова.
По мнению специалиста, потенциально любая женщина может стать жертвой насилия. Наталья Санарова считает, что перекладывание вины на жертву – это проявление виктимблейминга.
«Я бы не стала всю вину на женщин перекладывать. Почему, если мужчины не могут контролировать свои инстинкты, должна оставаться виновной женщина?» – задаётся вопросом психолог.
«В стране дефицит профессиональных психологов»
Президент Ассоциации психологов РК Владимир Стеблянко считает, что существует реальная проблема с качеством работы казахстанских психологов. Если в Алматы и Нур-Султане ещё можно найти маститых специалистов, то в регионах их практически нет.
«Связано это с тем, что в Казахстане педагогические вузы готовят психологов на очень низком уровне. Студентам дают больше теоретических знаний, причём часть из них не актуальна на сегодняшний день», – рассказывает Владимир Стеблянко.
Из-за того что в университетах не дают необходимого объёма знаний, выпускники сталкиваются с большими трудностями на практике. Владимир Стеблянко считает, что это, прежде всего, связано со слабой квалификацией преподавательского состава. По его словам, есть талантливые и квалифицированные энтузиасты, которые преподают будущим психологам. Но чаще всего хорошие психологи предпочитают работать в частной практике, где они зарабатывают в 5-6 раз больше, чем в университетах.
Рынок психологов в Казахстане практически не регулируется государственными органами. По словам психолога Олеси Падалко, для того, чтобы стать психологом, иногда бывает достаточно окончить частные курсы.
«Деятельность психолога в Казахстане не лицензирована. К сожалению, любой психолог и иногда не совсем психолог может начать свою практику, не имея за спиной ни личной терапии, ни супервизии», – сожалеет Олеся Падалко.
По мнению специалиста, при выборе психолога клиенту важно уточнять: какому направлению психологии обучился тот после вуза, есть ли у него свой психолог и супервизор. Также важно знать, принадлежит ли человек к какому-либо психотерапевтическому сообществу. Если да, то можно обратиться в это сообщество, а именно в этическую комиссию для уточнения информации о специалисте.
«В целом в Казахстане нет общих правил и норм. Каждый психолог высказывает своё мнение. И кому-то из клиентов это мнение подходит, а кому-то нет», – рассказывает Олеся Падалко.
Владимир Стеблянко считает, что некоторые психологи, не имея диплома вуза, могут оказывать достаточно качественную квалифицированную помощь клиентам.
«Самый лучший судья будет клиент, и он далеко не дурак. Он, прежде чем пойти на приём, спросит у тех, кто был у того или иного психолога, почитает форумы в интернете, посмотрит отзывы, резюме специалиста», – говорит Владимир Стеблянко.
Специалист считает, что государству следует уделять большее внимание качеству работы психологов, поскольку отсутствие регуляции приводит к низкому качеству услуги.
«У нас практически каждый человек считает себя хорошим психологом. Я сталкиваюсь с этим часто. Люди в душе думают, что они хорошо разбираются в психологии. Например, врачи и педагоги себя таковыми считают. Из-за этого люди совершают ошибки, которые сильно вредят клиенту», – рассказывает Владимир Стеблянко.
В стране около 1,5 тысячи психологов-профессионалов, из которых, по словам Владимира Стеблянко, несколько сотен обладают высокой квалификацией. Стеблянко считает, что с каждым годом доверие населения к психологам в целом растёт.
«Психологи должны осознавать различия людей»
В Казахстане существует Этический кодекс психолога. Согласно кодексу, психолог при работе с клиентами должен руководствоваться шестью принципами, это:
- компетентность
- честность
- научная ответственность
- уважение к правам человека
- социальная ответственность
- забота о благополучии человека.
Согласно кодексу, в рамках научной ответственности психологи должны консультироваться с коллегами для того, чтобы предотвратить или избежать неэтичных действий.
В случаях, когда обязанности психологов вступают в противоречие с этическими нормами, они должны разрешать эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».
В кодексе также говорится, что психологи должны сделать всё возможное, чтобы уменьшить человеческие страдания, в этом заключается их социальная ответственность.