Как формируется в Казахстане валютный курс, почему в последнее время столь стремительно дорожает доллар и до какого предела может дойти его стоимость в ближайшее время рассуждает заместитель директора Центра исследований прикладной экономики, автор телеграм-канала Tengenomika Олжас Тулеуов, передает IaNews.kz.
По мнению спикера, наверное, нужно начать с того, что доллар в Казахстане, да и вообще в мире, начал укрепляться еще в конце прошлого года, и уже к началу этого года достиг 380-382 тенге за доллар. И получается, что текущий уровень курса в 386,9 тенге, который зафиксирован на бирже на данный момент, превышает только на 1% курс, который сформировался на начало этого года.
— Да, действительно, курс доллара и тенге сейчас находится на уровне своих максимальных пиков. Но все же это еще не максимум. Хотя в последнее время в СМИ и социальных сетях очень часто стали говорить о том, что тенге бьет антирекорд, хочу заметить, что максимальный курс был зафиксирован 21 января 2016 года, когда цены на нефть марки Brent упали до 27 долларов за баррель. На фоне этого обменный курс тенге сильно девальвировал, а точнее обесценился до 388 в течение дня, а в отдельных обменных пунктах, курс в этот день доходил до 393 тенге за доллар, а местами был зафиксирован курс в 397 тенге. Поэтому при текущем ослаблении тенге еще находится около максимальных уровней, но, тем не менее, максимальный уровень еще не преодолел, – пояснил Олжас Тулеуов.
Тем не менее, он отметил, что такая динамика курса тенге вызывает тревогу у населения и у бизнеса, и даже вызвала озабоченность у главы государства. Так, недавно на расширенном заседании правительства, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратил внимание главы Национального банка на то, что необходимо до середины осени разобраться с текущим курсообразованием и привлечь для этого лучших мировых экспертов. И в целом сейчас перед Нацбанком стоит задача вернуть доверие населения на приемлемый уровень. Ведь сейчас мы наблюдаем такую картину, что любое заявление главы или топ-менеджера финрегулятора вызывает обратную реакцию у населения, и все «бегут» менять деньги в обменники. И чтобы такого не было, Президент дал конкретное поручение разобраться с этим. Поэтому следует ожидать, что ситуация все же исправится.
— Если же говорить о самом курсе доллара и тенге, то в течение прошедшего полугодия он формировался с учетом очень разносторонних факторов. В первую очередь это рост цен на нефть. Второе, более или менее благоприятные условия с точки зрения американско-российских санкций, где в этот период было определенное затишье. И третье – конечно, так называемые «торговые войны», в которых хотя и были моменты внезапного обострения, но в целом до мая торговые переговоры между Китаем и США проходили довольно неплохо. На этом фоне практически все валюты развивающихся рынков, включая бразильский реал, индийскую рупию, и даже южноафриканский рэнд укреплялись. Особенно укрепился российский рубль. В течение первого полугодия он достиг уровня полуторагодовых минимумов курса доллара к рублю. При этом тенге оставался на прежних позициях – 380-381 тенге за доллар. То есть все было хорошо, но курс доллара по отношению к тенге находился на одном уровне и даже периодически немного рос. И на фоне того, что рубль укреплялся к доллару, начал сильно расти курс рубля к тенге, достигнув в июле максимальных уровней с 1997 года – в 6,11 тенге за рубль, – отметил спикер.
Однако, по его словам, на прошлой неделе ситуация на внешних финансовых рынках, которая до этого была довольно позитивной, резко обострилась и ухудшилась. Все началось с того, что Федеральная резервная система впервые за 11 лет снизила ставку с 2,5 до 2,25 процентных пунктов. В принципе об этом снижении было заявлено еще месяцем ранее и рынки в целом встретили эту новость очень оптимистично и начали расти. Но когда ставку, в конце концов, снизили, то риторика главы ФРС Джерома Пауэлла была немного сумбурной и противоречила тому, что он сделал. Он заявил, что далее не исключено, что ставка может быть повышена, а может быть и снижена. То есть он ввел некую неопределенность, на фоне которой пошел обратный процесс, и валюты развивающихся рынков тоже начали на это негативно реагировать.
Вслед за этим президент США Дональд Трамп как будто бы назло тому, что ФРС не послушался его и не снизил ставку сильнее, ввел новые торговые пошлины против китайских товаров объемом 300 миллиардов долларов, а следом ввел новые санкции против России по так называемому «делу Скрипалей». При этом введение пошлины против китайских товаров сказалось на снижении цены нефти, которая упала ниже 60 долларов за баррель, достигнув минимальных значений в этом году. Это все всколыхнуло финансовые рынки, и в частности валютные рынки развивающихся стран.
— На этом фоне рубль обесценился к доллару сразу на два пункта – с 63 до 65,5. И при этом, конечно же, все ожидали, что тенге и дальше будет обесцениваться. Ведь он и без того потихоньку слабел на протяжении всего того периода, когда все было в принципе хорошо. Но мы видим, что тенге держится стабильно. В частности, с того момента, когда начался разворот на финансовых рынках, курс тенге к доллару составлял порядка 385-386 на бирже. Сейчас же он приблизился к отметке 387. При этом мы наблюдаем довольно сильное укрепление тенге к рублю. Если еще недавно курс тенге к рублю составлял 6,11, то сейчас он откатился до 5,92. На мой взгляд, это косвенный индикатор, указывающий на то, что Нацбанк сейчас активно вмешивается в курсообразование, как впрочем, вмешивался и раньше. До этого он не давал тенге укрепляться, как положено, теперь же не дает ему обесцениваться. То есть, сдерживая курс нацвалюты, Нацбанк как бы приводит стоимость тенге к своему равновесному уровню, который соответствовал бы всем тем негативным условиям, которые сейчас сложились на рынке, – считает экономист.
Теперь, по мнению экономиста, основной вопрос в том, что будет дальше. И, прежде всего, это зависит от того, насколько хватит запасов прочности у руководства Нацбанка. Как прочности психологической, так и финансовый (в плане резервов).
— Если ситуация на мировых финансовых рынках будет обостряться и дальше, то, конечно, Нацбанку придется потихоньку отпускать курс, чтобы экономить свои резервы. Но здесь, на мой взгляд, есть очень важный момент. Это политически-административные факторы. Как я уже говорил в начале нашего разговора, сам глава государства обратил внимание на то, чтобы Нацбанк вернул доверие у населения к тенге, и чтобы в целом курсообразование стало более понятным. Поэтому, если тенге будет и дальше обесцениваться, то скорее всего администрация Президента будет, мягко говоря, не довольна политикой Нацбанка. А руководство Нацбанка не захочет, так сказать, терять своих кресел. Поэтому с учетом всего вышесказанного, я думаю, что в случае, если дальше ситуация на мировых рынках будет ухудшаться, то к осени курс тенге к доллару будет порядка 390 тенге. Если же все нормализуется, он составит порядка 386-388 тенге за доллар. Но до 400 тенге за доллар, я думаю, в любом случае не дойдет. Ведь сама цифра 400 тенге – станет определенной психологической отметкой, преодоление которой, скорее всего, вызовет некоторое недовольство и напряжение в обществе, и можно предполагать, что в этом случае главу Нацбанка сменят. И, я думаю, сам он, как и его ближайшее окружение, постараются этого не допустить. А повышение курса доллара до 500 тенге, как нередко «прогнозируют» в соцсетях, – тем более, на мой взгляд, нереально, – резюмировал Олжас Тулеуов.