В Казахстане разработан консультативный документ регуляторной политики по вопросам деятельности личных подсобных хозяйств (ЛПХ), предусматривающий норму регулирования численности скота в каждом подворье, передает iaNews.kz со ссылкой на КазТАГ.
«В законопроекте предполагается ввести норму регулирования численности скота в каждом подворье в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства. Это может вызвать недовольство отдельной части населения, которое может поддерживаться и подогреваться оппозиционно настроенными лицами. Однако эта проблема может быть решена путем проведения соответствующей разъяснительной работы среди населения», — говорится в документе.
В качестве проблемного вопроса в документе указаны «низкий уровень доходов и высокая степень безработицы сельских жителей, ухудшение санитарной гигиены внутри сельских населенных пунктов (СНП) и экологии вокруг них, ветеринарной безопасности, деградация почв, низкая степень достоверности результатов деятельности ЛПХ».
Основные причины возникшей проблемы:
— отсутствие отдельного законодательного акта по определению статуса ЛПХ;
— отсутствие механизмов и мер государственного регулирования деятельности ЛПХ;
— отсутствие четкой регламентации прав и обязанностей ЛПХ;
— отсутствие компетенции государственных органов по регулированию деятельности ЛПХ;
— отсутствие инфраструктуры сельскохозяйственного производства, приводящие к ограниченному доступу ЛПХ к рынкам сбыта произведенной сельхозпродукции, приобретению товарно-материальных ценностей по завышенным ценам и некачественных сервисных услуг по ветеринарии, механизации, кормопроизводству, мелиорации и так далее.
В документе приводятся данные бюро национальной статистики (БНС) агентства по стратегическому планированию и реформам (АСПиР) насчитывается 1636,2 тыс. ЛПХ, которые по итогам 2020 года произвели сельскохозяйственную продукцию на общую сумму Т2,6 трлн, внося весомый вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны.
«В настоящее время 41,5% от общего объема валовой продукции отрасли приходится на долю ЛПХ. Кроме того, в ЛПХ занято более 3,5 млн сельских жителей, которые относятся к категории людей с низким уровнем доходности. При этом, ЛПХ не имеют доступа к современным методам производства, их огромный биологический актив не вовлечен в технологические процессы и их потенциальные возможности не раскрыты», — сказано в консультативном документе.
Также отмечено, что «не имея доступа к мерам государственной поддержки, они вынуждены вести неравную конкуренцию с организованными хозяйствами на внутреннем рынке продовольственных товаров».
«Отсутствие четкой регламентации ведения хозяйственной деятельности ЛПХ привело к тому, что сегодня создалась неблагоприятная экологическая обстановка и неудовлетворительная эпизоотическая и санитарная ситуация не только в самих населенных пунктах, но и вокруг них. Нехватка пастбищных угодий вокруг населенных пунктов и их высокий уровень деградации на сегодняшний день стали причиной роста количества протестного электората среди самой политически пассивной и консервативной части населения страны, чем все чаще стали пользоваться оппозиционно настроенные деструктивные элементы. В то же время низкая степень достоверности результатов деятельности ЛПХ в значительной мере влияет на адекватность разработки государственной политики по развитию аграрного сектора экономики и сельских территорий», — уточняется в документе.
Также отмечается, что сельские жители не в полной мере имеют возможности для накопления на своих индивидуальных счетах Едином накопительном пенсионном фонде (ЕНПФ), Государственном фонде социального страхования (ГФСС) и обязательном социальном медицинском страховании (ОСМС), «что в свою очередь, значительно снижает уровень их социальной защищенности».
«Необходимо определить правовые, организационные и экономические основы деятельности ЛПХ, принципы и механизмы государственного регулирования и поддержки их деятельности. В совокупности законопроект будет направлен на укрепление продовольственной безопасности страны и решение социальных проблем сельского населения», — заявили разработчики.
По их мнению, «принятие данного законопроекта позволит урегулировать отношения, возникающие при ведении ЛПХ, обеспечить рациональное использование земель сельских населенных пунктов и сельхозназначения, а также открыть путь для доступа ЛПХ к мерам господдержки».
«Но самое важное – будет создана основа для развития кооперации на селе, вовлечения огромного биологического актива сельских жителей в современные технологии и за счет этого без больших капитальных вложений добиться роста его нераскрытого потенциала по повышению продуктивности скота и качества продукции», — заявили авторы документы.
Альтернативным вариантом решения проблемы названо «стимулирование ЛПХ с целью превращения их в категорию сельскохозяйственных товаропроизводителей с выходом за пределы населенного пункта».
«При таком варианте, во-первых, абсолютное большинство ЛПХ не имеют физических возможностей для самостоятельного ведения хозяйства в качестве крестьянского хозяйства или юридического лица, что не даст желаемого эффекта по повышению дохода и соответственно жизненного уровня сельских жителей, во-вторых, такая мера будет крайне затратным для бюджета из-за необходимости создавать производственную инфраструктуру для каждого желающего в случае их массового появления», — отметили разработчики.
Документ опубликован на портале открытых нормативно-правовых актов (НПА) для публичного обсуждения.