Главная > Новости > В стране > На домохозяйку из Петропавловска хотели повесить долги за две Тойоты

На домохозяйку из Петропавловска хотели повесить долги за две Тойоты

В Мангистауском областном суде внимательно изучили странное дело о пригнанных автомобилях и спасли жительницу Петропавловска от незаконно начисленных ей налогов на сумму более 8 600 000 тенге. Судебная коллегия после рассмотрения апелляционной жалобы вынесла частное постановление в адрес налоговиков и полиции, которые довели обычную домохозяйку до отчаяния.

Несколько месяцев домохозяйка, на которую навесили многомиллионный долг, не могла доказать, что не имеет отношения к пригнанным из России двум кроссоверам, которые якобы вовремя не растаможила. Она и за руль автомобиля-то никогда не садилась.

Департамент государственных доходов по Мангистауской области, выступавший ответчиком, стоял на своем до последнего и не хотел слушать вполне разумные доводы о явных нестыковках в документах, имеющихся в материалах дела.

Напомним, суд №2 Актау еще в марте рассмотрел иск жительницы Петропавловска Майры ЖУМАБАЕВОЙ. Она просила признать незаконными и отменить два уведомления налоговиков о якобы не оплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, накапавшей пени и процентов более чем на 8,6 млн тенге за поставленные от ее имени на учет два автомобиля марки Toyota Fortuner.

В материалах гражданского дела есть ответ департамента полиции Алматинской области на адвокатский запрос о предоставлении всего пакета документов о первичной постановке на учет этих двух автомашин. Так вот, по версии полиции, Майра Жумабаева в конце декабря 2017 года, аккурат перед новым годом, якобы приобрела обе машины у граж­дан России по смешным ценам — за 8000 и 7950 рублей соответственно, ввезла их в Казахстан 31 декабря и уже 2 января 2018 года оплатила утилизационный сбор. К пакету документов, предоставленных департаментом полиции, были приложены соответствующие копии приходно-кассовых ордеров на сумму 1 202 500 тенге за каждую машину, правда, на них почему-то не было подписи сотрудника банка.

По словам адвоката, невооруженным глазом даже по копиям видно, что подписи в документах сильно отличаются от автографа домохозяйки, да и почерк там явно не ее. Но вот беда — в деле были лишь копии документов, а почерковедческую экспертизу по ним, разумеется, не сделаешь.

Женщина просила суд истребовать в полиции оригиналы всех документов, чтобы провести почерковедческую экспертизу. Но судья в этом ходатайстве отказал. К моменту рассмотрения дела в суде областной инстанции по странному стечению обстоятельств все оригиналы документов были уже уничтожены, так как истек срок их обязательного хранения…

Судебная коллегия по гражданским делам Мангистау­ского областного суда, к счастью женщины, обратила внимание на явные нестыковки в документах. Ведь, по сведениям налоговиков, не сама Жумабаева пригнала машины в страну. Один автомобиль через таможенный пост “Морпорт” въехал в Казахстан 4 февраля 2018 года под управлением гражданина Грузии Читадзе. Машину он не растаможил, так как пересекал страну транзитом и указал срок пребывания транспортного средства здесь максимум три месяца. В этот же день временный ввоз второго автомобиля был оформ­лен через тот же таможенный пост гражданином Грузии Казарашвили. Кстати, страной прибытия обеих машин в документах значился Азербайджан, а страной назначения — Кыргызстан.

Уже через десять дней после ввоза автомобили были поставлены на казахстанский учет в Алматинской области. Причем одним из оснований были договоры купли-продажи на имя Жумабаевой, которой машины продали граждане России, а не Грузии. Договор с неким Б. К. Богдановым, продавшим жительнице Петропавловска свой автомобиль, скреплен оттиском печати регистрационного отделения ГИБДД УМВД России по городу Омску. Вторую машину 28 декабря 2017 года жительнице Петропавловска якобы продал некий М. М. Луканов, тоже в Омске.

В обоих случаях выданы свидетельства о регистрации ТС с указанием о снятии автотранспортного средства с учета и получении транзитных номеров. Однако, по данным ГИБДД Российской Федерации, информация о регистрации автотранспортных средств с указанными VIN-кодами в документах, явившихся основанием для постановки на учет в Казахстане, отсутствует, что наталкивает на мысль о подделке и этих документов.

В деле о постановке на учет также откуда-то взялись талоны о прохождении государственного контроля М. Б. Жумабаевой, выданные территориальным подразделением пограничной службы, будто бы она дважды съездила в Россию и пригнала обе машины. Хотя даже не имеет водительских прав!

На мысль, что эти талоны кто-то подделал, наталкивает и официальный ответ департамента пограничной службы по Мангистауской области, имеющийся в материалах гражданского дела, где черным по белому написано, что М. Б. Жумабаева государственную границу Республики Казахстан в указанный период не пересекала.

Жумабаева заверила суд, что нигде не работает и уже много лет не выезжала за пределы Северо-Казахстанской области: ни в Алматинскую, ни в Мангистаускую область, ни тем более в Россию.

Спустя три года, в 2020-м, налоговики вдруг решили провести проверку в отношении временно ввезенных транзитом автомобилей и выяснили, что они поставлены на учет в Казахстане без производства таможенной очистки и уплаты пошлин и налогов.

Имевшиеся в материалах дела договоры купли-продажи не только у апелляционной инстанции, но и у сотрудников департамента госдоходов вызвали сомнения в подлинности и достоверности. Ответчики настаивали, что единственным основанием для требований об уплате налогов была регистрация машин на имя Жумабаевой.

В областном суде посчитали, что налоговики явно поторопились с предъявлением претензий. Прежде чем выписывать уведомления, они должны были провести тщательную проверку и выяснить все обстоятельства. И только при наличии бесспорных доказательств передачи гражданами Грузии автомобилей жительнице Петропавловска либо выдачи ею доверенностей налоговики могли требовать от нее уплаты долгов.

“Таким образом, вышеизложенные обстоятельства достоверно свидетельствуют, что изначально автотранспортные средства иностранными физическими лицами были оформлены и ввезены не для личного пользования, а с иной целью, и в дальнейшем все действия по ввозу автотранспорт­ных средств и по их постановке на учет на имя М. Б. Жумабаевой и последующие сделки по данным автомашинам были совершены не Жумабаевой, а иными лицами, — сказано в постановлении Мангистауского областного суда. — Судебная коллегия обжалуемые уведомления налогового органа считает преждевременными, в связи с чем считает правильным заявление удовлетворить, признать незаконными уведомления на имя Жумабаевой и отменить их”.

Кроме того, коллегия вынесла частное определение. По мнению судей, полицейские Алматинской области несут ответственность за действительность регистрации транспортного средства и должны были проверить все документы на соответствие законодательству, в том числе факт уплаты всех налогов и пошлин, чего ими сделано не было. В результате указанных нарушений таможенные платежи и пошлины в установленные законом сроки в бюджет не поступили, и в настоящее время департамент госдоходов не может установить местонахождение декларантов для принятия мер по взысканию с них причитающихся платежей. Ведь все документы, на основании которых были произведены регистрационные действия, уничтожены.

“Судебная коллегия считает правильным сообщить прокурору Мангистауской области об обнаруженных в действиях иностранных физических лиц, работников департамента государственных доходов по Мангистауской области и департамента полиции Алматинской области признаках уголовного правонарушения. О принятых мерах сообщить в месячный срок в Мангистауский областной суд”, — сказано также в частном определении судебной коллегии.