Игорь Анатольевич признался, что любовь к этому занятию у него появилась еще в раннем детстве, когда он увлекался лепкой из пластилина. Из трехкилограммовой разноцветной массы он создавал машины, солдатиков, крепости, танки и прочее. А одной из любимых игрушек была маленькая машинка, похожая на автомобиль марки «Москвич». Став взрослым, Игорь Туев понял, что хочет отыскать и восстановить «Москвич-4012». В 2004 году ему представилась такая возможность. Позвонил знакомый и сообщил, что обнаружил на задворках брошенный «Москвич-401». Долго не думая, Туев забрал раритет к себе домой. Тогда мужчина еще не догадывался, что на восстановление автомобиля у него уйдет целых десять лет.
Притащив «401-ый» на буксире домой, реставратор стал осматривать его. Машина была вся варена-переварена. Одним словом, хлам.
«В какой-то момент я увидел в телепередаче, как американцы делают авто хот-роды. То есть берут платформу современного автомобиля и ставят на нее старое. Это меня и подстегнуло искать «донора» «Москвичу». Лучше всего на эту роль подходил Mercedes-Benz-190. Дело в том, что у «Москвича» капот идет клином. Маленький радиатор Mercedes туда как раз помещается», — поясняет Игорь Анатольевич.
Когда «донор» был найден, реставрация началась полным ходом. Игорь Туев срезал у Mercedes полностью кузов. Ходовую часть, мотор и салон оставил нетронутыми. Так как «Москвич» был в ужасном состоянии, то, по сути, модернизации подвергся не он, а Mercedes.
«Сверху я сделал новый кузов, используя элементы от «Москвича» — углы кабины, капота, рамки дверей, переднюю облицовку радиатора, заднюю крышку. Ее, кстати, я расширял, делал вставки, потому что Mercedes шире «Москвича». Крылья выкатывал заново, с чистого листа. Таким образом, Mercedes принял образ «Москвича». Когда реставрационные работы были закончены, я отдал автомобиль на покраску», — отмечает Туев.
Вне времени
Чуть позже в коллекции автореставратора появился еще один «Москвич-401». В серийное производство автомобиль пошел в 1954 году, а свой путь на конвейере Московского завода малолитражных автомобилей закончил в 1956-м. Игорь Туев стал потихоньку восстанавливать автомобиль. И если первый «Москвич» он, как это принято называть в среде ценителей ретро, «женил» с Mercedes, то второй удалось воссоздать в оригинале.
Глянув на машину, диву даешься: как люди в советское время могли обходиться без комфорта? В довольно тесном салоне нет печки, имеется всего одно зеркало, также отсутствуют указатели поворота и багажник. Панель приборов достаточно проста, а в самой машине нет дополнительных удобств. Сегодня современные автолюбители были бы изумлены отсутствием таких привычных опций, как усилитель руля, усилитель тормоза, печное отопление и так далее. Однако, по мнению автоэкспертов, «Москвич-401» являлся одной из самых популярных машин той эпохи.
Игорь Анатольевич уверяет: в автомобиле каждая деталь – заводская. Даже «родную» резину удалось отыскать.
«Материал для салона в стиле «бабушкино пальто» я заказывал специально в Омске. Пробег у этого автомобиля тоже сравнительно небольшой. Печного отопления заводом-изготовителем здесь не предусмотрено. Однако, в книге «Москвич» написано, что его все же можно установить. И даже показано, как это сделать. Также при необходимости можно оснастить машину багажником», — отмечает Туев.
Не меньший интерес в коллекции вызывает полноприводный «Москвич-410», выпускавшийся в 1957-1958 годах на Московском заводе малолитражных автомобилей. Его автореставратор приобрел пять лет назад. Машина полностью оригинальная, в своей краске и на ходу. Пробег у нее – всего 12 тысяч километров. Пока Туев не решил, что делать с «410-ым»: либо разобрать и, что называется, «отпесочить», либо восстановить. Последнее будет стоить больших денег.
Среди раритетных авто североказахстанца есть и «Москвич-407». Внешне модель соответствует эпохе 1960-х годов. Тут отсутствуют острые углы, основные фары выдвинуты вперед. Кузов сделан из цельных пластов металла, а капот получился закругленным. На машине можно также найти наличие хромированных молдингов. При осмотре Игорь Анатольевич подметил, что транспорт находится в заводской сборке, а его кузов даже не подвергся коррозии.
«Я кое-что переделал по мелочи. В каких-то местах перехитрил создателей. Но знающий человек сразу же поймет, что здесь что-то не то. К примеру, резьбовые сальники я заменил сайлентблоками. Вместо шкворня поставил шаровую опору. Кузов полностью покрасил. Двигатель старый, буду его перебирать. Сейчас только эта машина не на ходу. Но, думаю, в будущем я это исправлю», — подчеркивает автореставратор.
Болею этим делом
Все реставрационные работы выполнены Игорем Анатольевичем «на глаз» без предварительных эскизов и чертежей. Возможно, где-то имеются небольшие неточности или недочеты, однако, машины Игоря Анатольевича притягивают к себе внимание и выглядят очень презентабельно. Об этом свидетельствуют восторженные взгляды окружающих, когда Игорь Туев ездит по улицам Петропавловска.
К слову, почти все автомобили североказахстанца находятся на государственном учете. В том числе, и мотоцикл «Иж-49» 1957 года выпуска. Он, по словам реставратора, полностью оригинальный. К нему прилагается бронированная каска с военным номером, некогда принадлежащая немецкому солдату. Правда, за постановку на госучет пришлось повоевать, но Туеву удалось справиться с бюрократическими проволочками.
За автомобилями Игорь Туев ухаживает, как полагается. Их стоимость сегодня достигает внушительных сумм. Игорь Туев уверяет: о продаже отреставрированных машин он даже не помышляет, поскольку высшая награда для него – быть их обладателем.
«Я просто болею этим делом. Такое вот необычное у меня увлечение. А сколько времени требуется на реставрацию машин! Я уже не говорю о вложенных деньгах. Если продать автомобили – тогда их не будет. А я люблю иногда посидеть в них и о многом подумать», — признается Игорь Анатольевич.
По его словам, в Петропавловске живет около десятка умелых автореставраторов. Ценители винтажной техники общаются между собой, делятся опытом и задумываются над тем, что пора бы открывать выставку ретро автомобилей. Ведь им действительно есть чем удивить жителей Северного Казахстана.