Скандал с некачественным жильем для переселенцев с юга в Северо-Казахстанскую область завершился строгим выговором для акима района и его подчиненных, передает IaNews.kz.
19 ноября на заседании Совета по этике были рассмотрены дисциплинарные дела в отношении акима Аккаинского района Рустема Елубаева, его заместителя Самата Сарсымбаева и руководителя отдела ЖКХ Руслана Садвокасова.
Чиновники умудрились израсходовать 224 млн тенге из бюджета области на покупку 32 домов для переселенцев с юга. Но эти строения не простояли и года. В двух домах в селе Астраханка на стенах стали образовываться трещины, отваливалась штукатурка, а на батареях появилась ржавчина. В четырех домах в селе Смирново, как выяснилось, в фундаменте строители забыли сделать вентиляционные отдушины, из-за чего отсырели стены и пол.
«Некачественно выполнены ступени входа в дом (выполнены из бетона, однако имеются раковины, шероховатости и заусенцы в теле бетона). Не выполнена отмостка здания. Конструкция пола в комнатах демонтирована (ведутся работы по замене пола) — в связи с повышенной влажностью. Влажность вызвана отсутствием вентиляционных отдушин в фундаменте. Также имеются трещины в стенах здания. Имеются недоделки в конструкции крыши дома», — такие недоделки назвали инспекторы акимата СКО.
Их обнаружили еще летом 2020 года в Аккаинском районе. В результате аким СКО Кумар Аксакалов вынес выговор акиму района Елубаеву и поручил всем акимам других районов до 1 сентября устранить нарушения, если они были допущены в ходе строительства домов для переселенцев с юга Казахстана.
Рустем Елубаев еще 20 августа отчитался о том, что все недоделки исправлены и замечания учтены. В сентябре в аппарат акима области поступили сразу пять обращений от возмущенных переселенцев. Они писали, что Елубаев не только не устранил нарушения, но и предложил им купить билеты в обратную сторону, если они недовольны условиями жизни.
В ходе служебного расследования, проведенного секретариатом Совета по этике, авторы жалоб сообщили, что Рустем Елубаев на встрече с ними в присутствии своих подчиненных позволил себе повысить голос и заявил буквально следующее: «Я вас не звал. Если хотите, можете уезжать, я вам помогу купить билеты».
Кто-то интерпретировал его высказывание по-другому: «Я никого не держу, хотите уезжать, за свой счет куплю билет. Куда бы Вы ни жаловались, в итоге все заявления лягут передо мной. В итоге решать буду я».
Сам Елубаев опроверг эти обвинения, а его подчиненные подтвердили их лишь частично, пояснив, что не слышали всего разговора.
В результате Совет по этике рекомендовал акиму области Аксакалову вынести Елубаеву строгий выговор, а ему самому аналогичным образом наказать своего заместителя Сарсымбаева, курирующего вопросы ЖКХ, и руководителя отдела ЖКХ Садвокасова.
Не все местные жители поддержали переселенцев в их претензиях. На условиях анонимности некоторые сообщили, что рады были бы на аналогичных условиях получить дома, а уж утеплить их или закрепить повисшую на проводах розетку они смогли бы без помощи государства. Дело в том, что за дома переселенцы платят по пять тысяч тенге в месяц аренды (в течение пяти лет), а потом могут их приватизировать.
Кроме того, специалисты (тоже на условиях анонимности) говорят, что строить дома по программе «Енбек» серьезные строительные компании не желают, поскольку за семь млн тенге хороший дом не построишь. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть на сайт госзакупок: в программе задействованы только ИП и ТОО, то есть хозяйства районов СКО, получающие от местных исполнительных органов предложения, от которых они просто не могут отказаться.
Некоторые сельчане считают, что менее затратным для бюджета было бы приобретение вторичного жилья для переселенцев. Ведь многие уезжают из сел в районные центры, города и даже другие страны, и по сходной цене можно купить вполне добротный обжитой дом — за те же семь миллионов.