На днях казахстанские СМИ облетела жуткая новость о том, что в Алматы изнасиловали девушку, состоящую на учете как инвалид третьей группы. Как сообщается на странице движения #НеМолчи, это произошло 29 ноября. Алматинка была изнасилована соседом Владимиром Хорошковым. О том, что он за человек, и как проявил себя в качестве семьянина, рассказали его близкие родственницы – Гаухар Саттарова, сестра известной джазовой певицы Жанны Саттаровой, прожившей с подозреваемым больше 20 лет в браке. Она скончалась в 2017 году от продолжительной болезни, а так же родная дочь подозреваемого. Свои заявления они сделали на пресс-конференции, посвященной проблеме сексуального и бытового насилия в семье, проходившей в Алматы, сообщает IaNews.kz.
Как сообщила лидер общественного движения #НеМолчи Дина Смаилова, насильника, надругавшегося над 29-летней девушкой-инвалидом задержали практически сразу, ему будет предъявлено обвинение. И, хотя суда еще не было, а следовательно, называть его преступником еще рано, сам факт преступления настолько очевиден, что участники пресс-конференции решили раскрыть некоторые подробности из его личной жизни.
— Почему мы собрались здесь? Потому что у нас есть очень четкое понимание того, что этот семейный агрессор, который много лет истязал Жанну Саттарову, подвергал ее психологическим и физическим пыткам, скорее всего, неоднократно совершал такие преступления. Потому что после смерти Жанны он на протяжении почти трех лет оставался один, без присмотра, и никто точно не может сказать, что он все эти годы делал. Сейчас мы узнали про эту девочку. И здесь есть такой момент, который мы не озвучивали до этого. Насилие происходило неоднократно, а многократно. Первый раз это случилось 26 ноября, потом 27 и 28 ноября. При этом он ее не просто насиловал, но и запугивал, применял какие-то наркотические средства, из-за которых девочка молчала, и как-то ухитрялась скрывать нанесенные побои. Пока это не случилось 29 ноября, когда он уже в такой тяжелой форме ее истязал, что она практически в бессознательном состоянии добежала до дома. А это несколько метров от гаража, где все происходило. Понимаете, как это страшно, и насколько эта девушка была запугана. И я практически уверена, что есть еще женщины, а возможно и мужчины, которые тоже стали его жертвами, но боятся рассказать об этом, – рассказала Дина Смаилова.
Она очень надеется, что после того, как дело будет передано огласке, возможные жертвы этого человека отринут свой страх и сообщат об этом, что будет учтено на суде и позволит ужесточить приговор. Ведь, по словам тех, кто с ним близко знаком, это очень страшный человек, которого необходимо изолировать от общества.
По словам Гаухар Саттаровой, когда она только узнала об этом преступлении, то была на 100% уверена в том, что это сделал именно Владимир Хорошков. Но она не хотела, чтобы имя ее покойной сестры Жанны Саттаровой, знаменитой джазовой певицы, известной не только в Казахстане, но и за рубежом, фигурировало в этом деле. Однако после того, как на следующий день к ней позвонила мама потерпевшей девочки, Гаухар решила пойти в открытую, потому что все это коснулось раньше и ее сестры.
— Так как Жанна была очень известным публичным человеком, она не могла разглашать все те страшные моменты, которые происходили в ее семье. Хотя и я, и другие члены моей семьи в течение 20 лет настаивали на том, чтобы она от него ушла. Но страх, и я в этом уверена, мешал ей сделать это. Перед кончиной Жанна мне сказала, что она боялась и за меня, и за своих детей, и за внуков, потому что это действительно страшный человек. Все, что с ним происходило, было на моих глазах практически. И ближайшие друзья Жанны его очень хорошо знают, и тоже просили ее уйти от него, но она, к сожалению, не смогла это сделать. От последствий до сих пор страдает наша семья, страдаю я. Потому что я хорошо знаю его, и могу открыто сказать, что в болезни и смерти Жанны виновен он. Потому что она прожила с ним 20 лет, и это было страшно на самом деле, поверьте мне. Его нужно полностью изолировать от общества. Потому что, если даже он выйдет из тюрьмы через несколько лет, он это продолжит. Я в этом абсолютно уверена. Он никогда не признавал слова «нет», и если Жанна ему в чем-то отказывала, то все происходило так же, как с этой девочкой-инвалидом. Единственное, что он не трогал ее лицо, потому что Жанна была публичным человеком, – рассказала Гаухар Саттарова.
По словам женщины, Владимир Хорошков приехал в Казахстан из Узбекистана, и уже давно является гражданином нашей страны. Сам он 1966 года рождения, по профессии музыкант-барабанщик, работал вместе с Жанной Саттаровой. Однако после ее смерти с ним никто больше не захотел сотрудничать, потому что все знают, что он за человек. И она очень надеется, что его бывшие коллеги тоже придут на суд и будут свидетельствовать против него, рассказав все нелицеприятные случаи проявления его агрессии. Сама же Гаухар после смерти сестры просто вычеркнула его из своей жизни и ничего не знала о том, как он живет, до этого случая с изнасилованием девушки-инвалида. При этом она добавила, что на своей родине Владимир состоял на психиатрическом учете, но здесь его на учет так и не поставили. Хотя к этому и были определенные предпосылки. По крайней мере, два таких случая произошли прямо на ее глазах.
— Первый приступ страшной агрессии с его стороны произошел через 3-4 года совместной жизни Жанны с Владимиром. Второй – в декабре 2013 года. Тогда я настояла на вызове полиции. Но он очень хороший манипулятор, и когда приехали полицейские, сумел убедить их, что совершенно нормален и в его семье все в порядке. После их отъезда мы вызвали бригаду медицинской психиатрической помощи и настояли на том, что бы его доставили в клинику. Там врачи тоже поначалу решили, что он абсолютно адекватный человек, но потом они как-то смогли его спровоцировать с помощью своих медицинских методов, и у него произошел взрыв эмоций. Тогда они его госпитализировали. Но в стационаре он пробыл недолго и вышел уже через месяц, – продолжила Гаухар Саттарова.
Как следует из ее рассказа, после этого случая врачи Владимира уже контролировали и назначили сильнейшие психотропные препараты, которые он должен был принимать пожизненно. И он их действительно принимал, пока была жива Жанна, которая тщательно следила за этим. Но после того, как ее не стало, зверь вновь вырвался на свободу. После смерти супруги он за два с половиной года был трижды женат, но эти браки долго не продержались. И, как подозревает Гаухар, скорее всего, эти женщины тоже подвергались какому-то насилию.
Также она отметила, что с Жанной Саттаровой общих детей у них не было, но у Жанны был сын от первого брака, у Владимира двое детей от первого брака, которых супруга усыновила. Его дочь была хорошо знакома с изнасилованной им девушкой-инвалидом, потому что они жили на одной улице. И Владимир Хорошков, конечно, тоже давно был знаком с этой девочкой. При этом остается не выясненным, какими наркотиками он ее «накачивал», чтобы сломить волю к сопротивлению. По словам Гаухар, она не замечала, что у Владимира были проблемы с наркотиками, да и вообще не видела, чтобы он что-то подобное употреблял. Поэтому она подозревает, что для совершения преступления, он использовал те же психотропные медпрепараты, которые назначали ему врачи. Сама пострадавшая девушка по-прежнему находится в тяжелом психологическом состоянии, и ей требуется серьезная реабилитация.
— Сейчас он взят под стражу и ему предъявлены обвинения по статье 120—121 часть 2. Это многократное насилие, совершенное с особой жестокостью. Ему грозит от 5 до 10 лет лишения свободы. Но я боюсь, что 10 лет ему не дадут, потому что обязательно появятся смягчающие обстоятельства, в частности, что он страдает каким-то психическим или психиатрическим заболеванием. А больше всего мы боимся, что его вообще не посадят в тюрьму, а просто направят на принудительное психиатрическое лечение, где он пройдет определенный курс терапии и снова выйдет на свободу. А дальше действие лекарственных препаратов закончится, контролировать прием этих лекарств некому, и мы будем постоянно подвергаться риску нападения со стороны этого человека. Поэтому я призываю всех, кто занимается этим делом, не дать ему возможность уйти от наказания. Он должен понести самое строгое наказание. Его нужно изолировать от общества и постоянно контролировать, потому что это очень опасный человек, – подытожила свой рассказа Гаухар Саттарова.
Также перед журналистами выступила дочь Владимира Хорошкова. Называть свое имя и публиковать свое лицо она категорически отказалась, но рассказала некоторые детали из личной жизни своего отца.
— Никакой агрессии на нас, на детей, в принципе с его стороны не было. Единственное было раздражение именно в эти фазы, когда проявлялось его заболевание. Но такого, чтобы он бил меня или брата – не было. Был один случай, когда во время семейного скандала, он нанес физические увечья своей супруге Жанне Саттаровой, и она прибежала ко мне в комнату и пряталась за меня. Мы тогда еще жили вместе с родителями в одном доме, и я была в положении. Но потом она все простила, все замялось и больше я не наблюдала у него такой агрессии. Но по сложившимся обстоятельствам нам пришлось съехать с мужем и жить отдельно, и то, что в их семье происходило потом, я не знаю, – рассказала она.
По словам девушки, с потерпевшей они знакомы уже много лет, так как долгое время жили по соседству, и они до сих пор общаются. Поэтому произошедшее повергло ее в шок. Она очень хочет ее навестить после случившегося, но сначала решила спросить разрешения у ее матери, потому что подруга детства может быть еще не готова к встрече с ней.
— По поводу отца могу сказать, что я никогда не смогу его простить и прошу наказания для него по всем статьям за содеянное. Я за любое наказание, которое ему определит суд, – заявила дочь подозреваемого.
Также она рассказала, что, по словам ее матери, у отца еще с подросткового возраста были психические расстройства. В Узбекистане он неоднократно проходил лечение в психиатрической больнице и ему даже ставили диагноз «шизофрения».
— Здесь я уже дважды обращалась за помощью в психиатрическую больницу, но он не пролечился там положенного срока, потому что через месяц супруга забрала его домой. Также он лечился у частного психолога-психиатра и врач выписывал ему рецепт на определенные медпрепараты, которые блокировали эту агрессию на какое-то время, что позволяло ему жить в принципе нормальной жизнью. Но после того, как у отца умерла супруга, он подвергся стрессу. А она всегда переживала за то, чтобы он не нервничал, потому что у него от этого и проявляются определенные отклонения. И, судя по этому событию, действительно ужасному и страшному, это произошло и на этот раз. После смерти Жанны он остался без контроля, но пытался устроиться на работу. Ему это даже удалось сделать, потому что помог какой-то его друг, он там проработал короткое время, и в связи с этим своим состоянием вскоре уволился. Также он пробовал собрать свою музыкальную группу, к нам неоднократно приходили разные музыканты, но у него не получалось, – рассказала девушка.
Также она добавила, что в последнее время у ее отца действительно наблюдалась агрессия по отношению к внукам. И когда она начала замечать, что он стал сильно раздражаться, то уговаривала его вновь начать принимать медпрепараты и даже грозила, что снова отправит его в больницу. На этой почве у них не раз разгорались скандалы, но дальше этого дело не пошло. После задержания его все же отправили на обследование в психлечебницу, но какой диагноз поставили врачи, она не знает, но надеется, что суд вынесет действительно справедливое решение.
Стоит отметить, что помимо личности и личной жизни подозреваемого в изнасиловании девушки-инвалида, участники пресс-конференции обсудили проблемные вопросы законодательства, способствующие тому, что насильник зачастую остается на свободе или отделывается минимальным наказанием, и предложили внести изменения в готовящийся законопроект о бытовом насилии. Кроме того, они призвали всех жертв бытового и сексуального насилия не замалчивать подобные факты и предавать их как можно более широкой огласке, обращаясь за помощью в различные НПО и госорганы. Ведь только объединившись против насилия всем обществом и искоренив в себе такое явление как чувство ложного стыда, которое зачастую испытывает жертва, можно переломить сложившуюся ситуацию.