Эта история о том, как семья из солнечного Туркестана (а точнее из Туркестанской области) перебралась в Северный Казахстан, но столкнулась с отсутствием элементарного.
В июле на севере Казахстана может стоять разная погода: может быть жара, а может похолодать, и как начнут лить дожди, что дорога к дому превращается в месиво. Когда происходит последнее, выручают местные таксисты (по городу Мамлютке тариф фиксированный — 400 тенге за поездку).
Вот в этом новом доме, в самом конце улицы живет семья Алимбековых из Туркестанской области. Живут уже два месяца. Впервые они приехали сюда в прошлом году, посмотрели — вроде все устраивает, решили переезжать.
Сразу хочется их спросить про разницу жизни на севере и юге, но Алимбековых беспокоит совсем не это. Есть проблемы поважнее.
«Мой сын и брат приехали сюда два месяца назад. Им обещали, что все доделают в течение двух недель, сказали: «Не беспокойтесь, переселяйтесь». Мы верили, два месяца прошло, нет света, нет воды, дорога тоже плохая», — говорит аксакал Балгабай Алимбеков.
Получается, что все это время они живут в новом доме без электричества. Для приготовления еды используют газовый баллон.
«А как же ваши мобильные телефоны?» — растерянно интересуюсь я, не понимая, как можно жить в наше время без электричества.
Мне демонстрируют пауэрбанк повышенной емкости. Оказалось, что заряжают аккумуляторы у соседей, где есть электричество.
«Мы до сих пор не можем добиться, чтобы нам свет дали», — уверяет Балгабай и начинает долгий рассказ, как они ходили к чиновникам и в местную партийную организацию.
Вот и теперь вся семья снова отправляется в районный акимат. Их принимает заместитель акима Айслу Тайменова.
Она начинает сразу же разбираться в проблеме, звонит ответственным людям, пытается найти решение.
«Что там со светом у нас, как мы решили? — интересуется по телефону заместитель акима. — В смысле пока также? Тут ко мне люди пришли. Вы давайте друг на друга не ссылайтесь, техусловия у вас готовы?»
Балгабай с невесткой Эльвирой молча слушают, как решается их вопрос.
«Но какое-то должны же все равно решение принять. Не будут же они без конца ходить», — продолжает телефонный разговор чиновник Тайменова.
Звучат чьи-то имена, фамилии.
«Вы когда заселяли туда, там света же не было, как вы заселили туда?» — допытывается у кого-то заместитель акима.
Балгабай слушает разговор и смотрит в окно. У него светлые глаза и натруженные руки.
Замакима снова кому-то звонит:
«Я насчет света. Тут женщина в положении пришла с отцом. Там по проекту подключение к свету идет, проект готовится по Мамлютке, будут протягивать столбы туда (где живут новые переселенцы). Но сейчас хотя бы временно переговорить, чтобы на две недели временно подключить…»
Вопрос с подключением к электричеству, оказывается, не так прост, как кажется, но заместитель акима не сдается, и в ход идут все средства.
«Но он же мужчина, тут беременная женщина в положении, родит еще ночью», — пытается убедить переговорщиков Тайменова.
«Надо разобраться, не надо их туда-сюда футболить, не надо, они же тоже люди, пусть он разрешит на две недели, поговорите», — говорит она.
Повесив трубку, она предлагает семье решение: предоставить другой дом, где свет уже имеется.
Но переселенцы говорят, что уже и теплицу сделали. И действительно, во дворе дома можно заметить парник.
«Есть проблемы, но они разрешимы, — объясняет корреспонденту Tengrinews.kz ситуацию заместитель акима. — Есть ИПшник, у него трансформатор в частной собственности, поэтому нам надо столбы протянуть».
В настоящее время, отметила она, вопрос установки опор решается.
Семья Алимбековых вернулась домой и собралась пить чай. Я обратил внимание на деток, один из них в этот пасмурный дождливый день дома бегает в шапке.
Разница между югом и севером, как говорится, налицо.
Впрочем, Эльвира говорит, что в этом климате она себя чувствует лучше, чем на жарком юге.
«Человек ко всему привыкает, мы тоже привыкнем», — рассуждает аксакал Балгабай.
В городском акимате рассказывают, что очень много людей из трудоизбыточных регионов переезжают именно в Мамлютку, потому что это «самое хорошее место для развития бизнеса». Приводят в пример переселенца, который открыл в городе общественную баню.
«Я думаю, все у них получится», — говорит, имея в виду всех переселенцев, заместитель акима города.