На северо-западе Армении в селе Арич много веков назад обосновались кыпчаки (половцы), которые являются одними из предков казахов.
Казахстанская журналистка Лаура, являющаяся кыпчачкой, решила найти следы своих предков на армянской земле.
Вместе с ней на поиски свидетельств и историй о жизни кыпчаков в Армении отправился и портал Sputnik Армения.
“Кпчакаванк” или “Аричаванк” — кто строил христианский храм?
При въезде в село Арич на первой же улице имени казахстанского лидера Назарбаева нас встречает сельский глава Роланд Назаретян. Созвучие фамилий вызывает у нас улыбку.
Он рассказал нам, что до середины 20-го века (1947 года) село носило название “Кыпчак”, но жители села обратились с просьбой вернуть им исконное название села — Арич, что и было сделано.
Нас, в первую очередь, интересовала местная церковь, которая раньше называлась “Кпчакаванк” (на арм. “ванк” — храм). Наш первый визит именно туда.

Смбат, много лет проработавший настоятелем, рассказал нам, что кыпчаки пришли в Армению с потомками Чингисхана и поселились на территории села. В результате совместной жизни с армянами, часть из них освоила язык и культуру страны пребывания.
Связь оказалась настолько тесной, что появилась молитва “Отче наш”, написанная армянскими буквами на кыпчакском языке.

Что же касается самого храма, Смбат уверил нас, что он был построен в 1201 году по приказу князей Закаре и Иване Закарянов (в то время существовало совместное армяно-грузинское царство — Sputnik), за пару десятилетий до прихода кыпчаков.
На улице, да и в самом храме было очень холодно. Человек с грустными глазами и глубокими морщинами к месту заметил, что для нас непривычно холодно. В первую очередь Саркис, проработавший здесь экскурсоводом около 14 лет, предложил нам “выпить коньячку, чтобы не заболеть”, видно, экскурсовод он опытный. Лаура, как истинная жительница Казахстана, предпочла чай с молоком, но для нас же соблазн оказался непреодолимым.

Кыпчаки легко нашли язык с армянами
Он рассказал, что кыпчаки прибыли в Армению в составе войск армянских князей. Всего их было около 40 тысяч (вместе с семьями). Здесь они и поселились, входя в состав военного гарнизона.
Прожили они в районе Арича около 200-300 лет, после чего большая часть из них ушла в сторону Восточной Европы. Во Львове сохранилось много документов на армянском языке, подтверждающих проживание кыпчаков.
Саркис сообщил, что во время раскопок около 40-45 лет назад близ села были найдены необычные захоронения (в могилах были только черепа), он предположил, что они могли относиться к кыпчакским захоронениям, однако Лаура отвергла это предположение, уверив всех нас, что таких обычаев у кыпчаков не было.

“Вообще они были воинственные племена, известные своими боевыми способностями от Дуная до Тяньшаня”, — говорит Саркис, при этом добавляя, что они не были кровожадными и мирно уживались с армянами.
Сельский глава пригласил нас в администрацию, обещая позвать самую старую жительницу села 97-летнюю бабушку Айастан (в переводе “Армения”). В кабинете Назаретяна в глаза нам попались несколько сувениров, говорящих о “неразрывной связи села с Казахстаном”.
Бабушки Айастан на тот момент не было дома, и сельский глава показал нам пару документов (аттестаты, справки жителей), которые были напечатаны еще до переименования села. Именно там мы нашли искомое нами село “Кипчаг”, “Кипчах” (в разных документах по-разному).

Казахский уголок в армянском селе
Глава администрации, оказавшийся еще и заслуженным тренером Армении по борьбе, рассказал, что они держат постоянную связь с посольством Казахстана, которое помогает в развитии села.
Посольство отремонтировало детский сад и библиотеку, фонд которой пополнился литературой.
Село оценило помощь казахской стороны и назвало в 2005 году главную улицу именем Назарбаева (кстати, единственное заасфальтированная дорога в селе), а в библиотеке открыло специальный уголок, посвященный Казахстану и кыпчакам.

“Это же мавзолей Ходж Ахмеда Яссауи (памятник средневековой архитектуры, построенный на территории Казахстана в период с 1385 по 1405 годов), — показала нам Лаура, указывая на одну из картин в библиотеке.
Оказалось, что там похоронен ее предок, Жанибек тархан (в царской России “тархан” — генералиссимус таможни и финансов).
“А это вечерняя Астана…”, — радостно воскликнула она, показывая на другой картине свой родной город.

Так закончились наши поиски следов кыпчаков в селе Арич Артикского района Ширакской области на северо-западе Армении. А Лаура продолжила свои “раскопки”, но уже в Матенадаране, но это уже совсем другая история.