Главная > Новости > В стране > Почему казахстанцам стало дорого летать

Почему казахстанцам стало дорого летать

Мало какая отрасль пострадала от коронакризиса так же сильно, как авиация. Резкое сокращение рейсов, а местами и полная их остановка с начала 2020 по всему миру привела к коллапсу в отрасли. И если в начале года Международная ассоциация воздушного транспорта (ICAO) говорила, что авиакомпании мира недополучат дохода в размере $4-5 млрд, то к лету заявила, что убытки отрасли составят $84,3 млрд.

Этот год назван худшим в истории авиации, сообщает IaNews.kz.

Десятки авиакомпаний мира уже разорились, большинство перевозчиков припарковало часть своего авиапарка. Ускоренными темпами выводятся их эксплуатации немолодые самолеты и большие лайнеры: салоны на 400-500 пассажиров заполнять некому. Так, раньше срока списываются пассажирские Boeing 747 и даже сравнительно молодые гиганты Airbus A380.

Не в лучшем состоянии и казахстанские авиакомпании. Весной 2020, пожалуй, впервые за всю историю гражданской авиации страны, регулярные рейсы не выполнялись на протяжении нескольких недель. Были лишь единичные репатриационные и грузовые рейсы. Стараясь хоть немного заработать, авиакомпании SCAT и «Эйр Астана» стали возить грузы в салонах своих пассажирских «боингов». Например, только SCAT за время действия режима чрезвычайного положения в Казахстане вынуждена была отменить порядка 3000 рейсов и аннулировать более 98 000 билетов.

Авиакомпании теряют колоссальные деньги. В SCAT, например, только за март и апрель 2020 прямые убытки составили более 5,6 млрд тенге. «Если кроме прямых убытков учитывать недополученный доход авиакомпании за этот же период, сумма составит более 18 млрд тенге», — рассказали Forbes.kz в авиакомпании. И если в 2019 SCAT перевезла 2,2 млн пассажиров, то в этом году итоговое количество перевезенных пассажиров составит менее 50% прошлогоднего показателя.

Летом отрасль оживило возобновление воздушного сообщения внутри страны. В какой-то степени сыграл на руку авиаторам частичный запрет на железнодорожные перевозки, но, конечно, до восстановления прежних объемов далеко. «Лето — пора тоев, а они в этом году запрещены», — с грустью объяснили автору невысокий спрос на многие внутренние рейсы в одной из авиакомпаний.

Международное авиасообщение полностью не восстановлено. Да, Казахстану с августа открыты несколько стран, но количество рейсов в большинство государств небольшое. Неплохие объемы только с курортными Эмиратами и Турцией. Но в октябре Минздрав Казахстана предложил вновь вводить ограничения на международные перелеты. И если на рейсы по Казахстану цены еще держатся, то по некоторым зарубежным направлениям казахстанцы увидели сумасшедшие тарифы. Конечно, доллар сильно вырос в 2020, а многие траты перевозчиков — в иностранной валюте. Но все же не настолько обесценился тенге, чтобы билет из Алматы в Ташкент, куда лететь около часа, стоил так же, как в Нью-Йорк. Похожая картина — с рейсами в Москву. Мы попытались разобраться, почему так сильно подорожали авиабилеты и подешевеют ли они еще.

«Что произошло с Москвой? Все регулярные рейсы в Россию были приостановлены еще в марте, то есть за последние 6 месяцев не было ни одного регулярного рейса в РФ, — рассказали Forbes.kz в департаменте по корпоративным коммуникациям «Эйр Астаны». — При этом в доковидный период между нашими государствами выполнялся 181 рейс в неделю, из них только в Москву было 56 рейсов. Сейчас весь пассажиропоток пытается вместиться в 2 рейса в неделю — один рейс «Эйр Астаны» и второй «Аэрофлота». В связи с введенным ограничением частоты полетов между нашими странами, вызванным эпидемиологической ситуацией, мы не имеем права выполнять рейсов больше утвержденного количества.

Никакого повышения тарифов не было. Из-за большого спроса, который накопился за последние полгода, все рейсы заполнились за пару дней, и мест сейчас нет до конца ноября. При этом необходимо отметить, что основная часть пассажиров на этих полных рейсах — это пассажиры с авиабилетами на рейсы, отмененные ранее в связи с закрытием границ между государствами».

В авиакомпании заверяют, что максимальная стоимость авиабилета в экономическом классе обслуживания на прямом рейсе Нур-Султан — Москва составляет около 305 тыс. тенге. А если пассажир видит в системах бронирования гораздо более высокую цену по этому направлению, то, скорее всего, ему показывают рейс с пересадкой, например, по маршруту Нур-Султан – Стамбул – Москва. Кроме того, из-за отсутствия мест в эконом-классе сервисы по бронированию авиабилетов часто показывают тарифы на места бизнес-класса.

Ярослав Степанюк

Ярослав Степанюк

— Цена на авиабилеты складывается из множества факторов, и большое значение имеет спрос и уровень конкуренции. Сейчас международных рейсов немного, а спрос на перёлеты очень высок. Это может значительно влиять на повышение стоимости авиабилетов, — говорит в интервью Forbes.kz Ярослав Степанюк, директор по развитию новых направлений Aviasales.

В авиакомпаниях рассказывают, что стоимость перелёта складывается из большого количества факторов. В их числе авиационное топливо, аэронавигационное обслуживание, расходы на обслуживание в аэропортах и прочее. Если существенно дорожает керосин, это вполне может отразиться на стоимости билета. Но два лидирующих казахстанских перевозчика заверяют, что стараются сохранить или даже снизить цены на билеты, где это возможно.

«Несмотря на ряд весомых форс-мажорных изменений, SCAT не только сохранил прежний уровень тарифов, но и внедрил линейку безбагажных тарифов, на большинстве направлений стартующих с отметки 5000 тенге», — говорят в PR-службе перевозчика.

«Такой тренд наблюдается на некоторых наших направлениях. Например, за последние 3 месяца на маршруте Нур-Султан — Франкфурт средний тариф снизился на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такой же тренд мы наблюдаем на рейсах в Анталью. На сегодняшний день у путешественников появились дополнительные расходы, такие как сдача ПЦР-теста, который требуется на многих направлениях. И мы понимаем, что пассажиры несут дополнительные расходы на свое путешествие», — заверяют в «Эйр Астане».

Но что будет дальше? Как будут меняться цены на билеты в стране и в мире? Некоторые эксперты стали высказывать мнение, что до пандемии цены на билеты в мире были достаточно низкими, из-за чего многие авиакомпании были на грани банкротства, и теперь пандемия приведет к глобальному росту цен на билеты.

Александр Ланецкий

Александр Ланецкий

— Последние четыре-пять лет на авиационном рынке, особенно европейском, а также некоторых рынках Ближнего и Дальнего Востока сложилась ненормальная ситуация. В Евросоюзе, например, до 40% билетов авиакомпании продавали себе в убыток и половина авиаперевозчиков из первой десятки были тотально убыточными. Эта ситуация должна была рано или поздно исправиться. Вот коронавирус её исправляет, хотя пассажиры, привыкшие к низким ценам, и недовольны, — рассуждает в интервью Forbes.kz директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

— Некоторым авиакомпаниям пришлось и вовсе закрыться из-за пандемии. Лоукостерам приходится сложнее всех, и, скорее всего, пока мы не можем рассчитывать на те же цены бюджетных авиаперевозчиков, которые были до коронавируса, — считает Ярослав Степанюк.

У авиакомпаний была годами устоявшаяся система расчета стоимости билета. Сейчас же наступил период, когда все процессы работы авиатранспорта подвергаются большим изменениям: от технических вопросов организации перелёта до маркетинга и продвижения. Для того чтобы авиаперелёты стали дешевле, нужно дождаться момента высокой конкуренции авиакомпаний и борьбы за спрос, говорит Ярослав Степанюк.

Могут ли авиакомпании пойти по пути снижения цены на билеты к уровню еще ниже, чем до ковида, чтобы стимулировать спрос? Александр Ланецкий считает, что могут.

— На некоторых европейских рынках и даже в России мы это наблюдали этим летом, — утверждает эксперт. — Но это возможно лишь там, где есть жесткая конкуренция между авиакомпаниями за упавший пассажиропоток или (а лучше «и») есть большая государственная поддержка авиакомпаний путем прямого вливания денег.

Сейчас, чтобы выжить, авиакомпании будут пробовать разные тактики заработка. Где-то билеты будут неминуемо дорожать, где-то дешеветь. Но в общем у всех на устах одно слово — неопределенность.

«Сейчас очень сложно что-то прогнозировать, но в целом по всему миру идет снижение объёма перевозок и, соответственно, уровни средних тарифов по сравнению с предыдущими периодами гораздо ниже. То же самое происходит и в Казахстане с международными авиаперевозками по ряду направлений», — заявляют в «Эйр Астане».

«Оценить сроки «выхода на прибыль» для авиакомпании в настоящий момент весьма сложно. Они напрямую зависят от запуска авиасообщений не только внутри страны, но и на международных направлениях. Это будет зависеть от сроков открытия границ государств, условий допусков пассажиров на рейсы, возможных дополнительных ограничений и прочего. По нашим самым оптимистичным прогнозам, для того чтобы выйти на показатели 2019 года, авиакомпании потребуется порядка полутора-двух лет», — констатируют в SCAT.