В последние несколько недель в социальных сетях был заметен богатый ассортимент шуток и весёлых картинок на тему средней заработной платы в стране и Астане. Сначала эти шутки породили некорректно истолкованные слова главы государства о средней зарплате в 500 тысяч тенге. Президент, отвечая на вопросы СМИ, сказал, что если двое человек в семье работают при средней заработной плате в Казахстане, то это где-то 500 тысяч тенге должно получаться, рассказывает IaNews.kz.
Но ответственные пользователи соцсетей услышали цифру 500 тысяч и забыли поделить её на двоих работающих в семье. Поэтому первая волна шуток была именно о средней заработной плате в полмиллиона тенге. Чуть позже аким Астаны отчитался о средней заработной плате в 230 тысяч тенге в столице. Но и данная цифра вызвала массовое недоверие и негативные комментарии.
В народе давно ходят шутки о средней величине доходов населения: например, шутка о том, что если 5% населения ест мясо, а 95% остальных едят капусту, то в среднем все едят голубцы. Но почему так происходит, и действительно ли в Казахстане 230-250 тысяч – средняя заработная плата?
На самом деле показатель средней заработной платы вреден в принципе для иллюстрации благосостояния нашей экономики и не показывает реальных доходов населения, если даже и посчитан он корректно. Объясню на простом примере, который можно встретить довольно часто в Казахстане.
Предположим, в одной компании АБВ работает 10 человек. У 9 работников предприятия зарплата 100 000 тенге, а у директора фирмы 1 000 000 тенге. Тогда расчёт средней заработной платы будет выглядеть так: (100 000 х 9 + 1 000 000 х 1)/10 = 190 000 тенге – средняя заработная плата для данной конкретной компании.
Если бы у всех работников компании были бы личные страницы в Facebook или другой социальной сети, то мы под новостью о том, что на предприятии АБВ средняя зарплата 190 тысяч тенге получили бы как минимум 9 справедливо гневных комментариев от работников, так как их зарплата на самом деле почти в два раза ниже.
У стороннего наблюдателя может сложиться впечатление, что информация о зарплатах в 190 тысяч некорректная, хотя по расчётам мы видим, что размер средней зарплаты верен. Если бы директор компании АБВ оставил комментарий под новостью: «Коллеги не возмущайтесь, средняя зарплата такая только потому, что я один миллион тенге получаю в виде зарплаты». Но таких комментариев, по понятным причинам, ожидать не стоит. Пример компании АБВ очень показателен в странах, идущих капиталистическим путём.
Тот, у кого зарплата ниже официальной средней, более склонен писать негативные комментарии к подобным новостям в соцсетях, так как чувствует несправедливость от озвученной информации в сравнении со своим доходом. А тот, у кого доход выше среднестатистического, не всегда найдёт в себе желание выставлять свой «успех» на суд общественности.
В стране, где год от года увеличивается разрыв в доходах между богатыми и небогатыми, между сельской местностью и городами, между городами и столицей, – показатель средней заработной платы может показать только географически неравномерный уровень распределения богатства по разным регионам страны и практически не связан с реальным состоянием кошелька конкретного гражданина. И подобные процессы происходят во многих странах мира сегодня, не только у нас.
В прошлом я работал аудитором в международной компании, и в течение нескольких лет была возможность изучить заработные платы на разных предприятиях Казахстана в разных городах, будь то нефтяные компании запада страны, сельскохозяйственные предприятия севера, промышленные предприятия центра и востока, коммерческие компании юга.
Если взять самый простой пример – заработная плата такой профессии как водитель, то я видел, что в зависимости от города или вида предприятия зарплата водителя изменялась от 40 тысяч тенге в сельской местности до 300 тысяч тенге в Астане. Разница почти в восемь раз по одной вакансии в пределах одной страны. О какой средней зарплате хотя бы водителей можно говорить в принципе? И так практически по каждой профессии или вакансии без корректировки на стаж, опыт, специализацию.
Что же тогда надо считать?
Считать надо минимальную заработную плату и покупательную способность этой самой минимальной заработной платы. В странах, исповедующих капитализм, уже давно не ориентируются на показатель средней заработной платы, так как при сильном разрыве в доходах населения этот показатель бесполезен по причинам озвученным выше. Однако в этих странах уже давно считают и устанавливают разумный уровень минимальной заработной платы, на которую можно жить не только на страницах официальных статистических отчётов, но и в реальном мире.
Вот, например, у нас минимальная заработная плата (МЗП) была в прошлом году порядка 28 тысяч тенге, и 42 тысячи установлено для 2019 года. Что можно купить на эти деньги и насколько достойный уровень жизни можно себе позволить, легко представить. Можно спорить вслепую, что люди, утвердившие законодательно такой уровень МЗП, точно получают доход значительно выше и вряд ли хотя бы пытались прожить на МЗП. Тогда для кого эти фантастически неадекватные цифры минимальных заработных плат, если прожить на эти деньги можно только в экстремальных условиях? Кто посчитал, что можно купить на эти деньги на селе, а что в Астане или Шымкенте?
Например, в США в разных штатах законодательно установлены разные уровни минимальной почасовой оплаты труда. При этом на минимальную зарплату можно умудриться снять в аренду квартиру, машину, оплатить коммунальные услуги, одеть, обуть и накормить семью. Да, жизнь будет выглядеть довольно скромной, но будет достойного уровня. Когда-то сам работал в Америке за минимальную зарплату, поэтому имею представление, какой уровень жизни можно себе организовать.
Я привел пример с США не для того, чтобы предметно сравнить с Казахстаном, а чтобы показать, что минимальная заработная плата должна быть просчитана у нас более скрупулезно, по реальным ценам, для каждой географической местности отдельно. Также МЗП должна покрывать адекватный набор потребительских товаров и услуг, а не ориентироваться на потребительскую корзину бездомного монаха-аскета в период голодания.
Если нам удастся посчитать и обеспечить адекватный минимальный доход, на который станет возможно жить, а не выживать, тогда и потребность в рассказах о средней заработной плате по больнице с высоких трибун отпадёт. Правда, и весёлых шуток на тему средних зарплат станет меньше.