Министерство образования и науки РК рассматривает возможность снижения нагрузки на школьников. Особое внимание планируют уделить математике, языкам и информатике. Впрочем, сами школьники более полезным для себя считают половое воспитание, самооборону и финансовую грамотность, сообщает IaNews.kz со ссылкой на liter.kz.
Liter.kz провел опрос среди учащихся, чтобы понять, какие предметы они считают нужными, а какие — нет.
Большинство детей согласились принять участие в опросе только после того, как журналист Liter.kz гарантировала им анонимность. Этот фактор показателен: кого или чего боятся дети — тема для отдельного разговора. А пока представляем результаты опроса по школьным предметам.
По оценке учащихся, в школьной программе очень много лишней информации, которую они не успевают усваивать. Дети хотят сами выбирать для себя предметы.
Многие ребята назвали ненужными самопознание, физкультуру, музыку и основы бизнеса: якобы знаний и навыков они не дают, а времени и ресурсов отнимают много.
«Ненужными предметами считаю «Өзін-өзі тану» (Самопознание) и физкультуру. Считаю, что нужно ввести уроки полового воспитания. Вот реально, что нужно нашим школьникам»
— сказала журналисту ученица 11 класса Индира.
С ней солидарна старшеклассница Макпал. Она также высказалась за введение предмета по половому воспитанию и за то, чтобы ученикам, в целом, дали свободу выбора предметов и дисциплин в школах.
На необходимость специализации со школьной скамьи указала и другая ученица 11 класса Малика.
«По новой программе в 10-11 классах мы выбираем предметы, от которых хотим отказаться. Я решила в 10 классе не продолжать курсы физики, химии и геометрии. Вместе этого я хотела бы более углубленно изучать психологию и основы бизнеса. Если бы нам предоставляли такую возможность, считаю, мы бы имели в будущем хороших профессионалов»
— считает она.
Бесполезными назвал «Самопознание» и «Основы бизнеса» и 11-классник Максат. Другое дело, говорит он, если бы их вели как курс. Например, приглашали бы предпринимателей, которые делились бы историями успеха и говорили о трудностях. В реальности их преподает учитель истории…
Максат хочет, чтобы вместо них преподавали уроки финансовой грамотности, чтобы детей учили не только тому, как зарабатывать, но и как правильно распоряжаться деньгами. Школьник желает, чтобы детей учили формировать «подушку безопасности», а также как не стать жертвой мошенников. Карантин показал, что в Казахстане у населения большие проблемы с финансовой грамотностью. Его поддержал ровесник Адиль.
«Считаю, что нужно добавить предмет «Финансовая грамотность» и курсы, где нам рассказывали бы, как инвестировать, брать кредиты, купить дом — какие документы где нужны. Думаю, из-за отсутствия данных предметов многие в нашей стране юридически и финансово безграмотные»
— пояснил он.
Ненужным назвала «Самопознание» и Ельнура. Этот предмет, по ее оценке, «никому ничем не помогает и вести этот урок бесполезно». Вместо этого она предлагает для выпускников ввести дополнительные уроки по подготовке к ЕНТ. Она также предложила ввести в школах уроки самообороны, чтобы дети в опасной для жизни ситуации могли защитить себя и других.
Ученица шестого класса Акмарал считает лишними уроки музыки, хотя бы в том формате, в котором ее преподают у них в школе: дети просто под диктовку записывают в тетрадях биографии казахских музыкантов. Школьница считает, что это урок не музыки, а музыкальной литературы. Ведь ихникто не учит играть на инструментах, хотя в классе стоит фортепиано.
«В жизни урок музыкальной литературы не пригодится. А тот, кто хочет стать музыкантом, может записаться в специальные музыкальные школы и там весь этот курс пройти. Мне бы хотелось, чтобы в нашу школьную программу добавили урок, который подготавливал бы нас к взрослой жизни. Например, рассказывали бы, как устроиться на работу, заключить брак в ЗАГСе, оплачивать налоги и счета за коммунальные услуги и так далее»
— пояснила она.
Ученица 11-го класса Самал Омарова отметила, что нельзя сильно загружать учеников начальных классов.
«До определенного времени дети должны изучать общую программу, познавательную и нужную в жизни для общего развития. Я бы хотела сама выбирать предметы, которые хочу изучать, и чтобы по этим предметам нас распределяли по классам»
— сказала она.
Еще одна ученица 11 класса — Тамила — считает, что все предметы важны, но проблема в том, как это все преподносят преподаватели — скучно и неинтересно. Она вспомнила случай, как их на уроке химии заставили конспектировать свойство азота.
Тамила также за то, чтобы в школах страны для старшеклассников ввели уроки полового воспитания.
«Взрослым пора понять, что данный предмет не о том, как оргии устраивать и тело всем продавать. Этот урок о том, какие органы есть у человека, что делать, чтобы не заразиться ВИЧ и инфекциями, передающимися половым путем. Он о том, как вести себя в отношениях, как предотвратить насилие. В связи с новыми технологиями я считаю, что нужно делать большой уклон и на информатику»
— резюмировала она.
Подытожим. По результатам опроса, в топ-3 самых нужных предметов у школьников вошли:
- половое воспитание;
- финансовая грамотность;
- самооборона.
В импровизированном антирейтинге лидируют самопознание, физкультура и музыка.
В России обсуждают введения уроков полового воспитания. Почти 75% россиян поддержали эту идею.
Отметим, что большинство школьников Казахстана в условиях пандемии коронавируса обучаются дистанционно. Учеба на удаленке превратилась в ад для родителей, учителей и школьников. Родители жаловались на вал письменных заданий и экстренные попытки адаптироваться к новым условиям, многочисленные чаты в WhatsApp и сплошную нервотрепку. Учителя со своей стороны говорят о том, что дети на онлайн-уроках матерятся, включают песни и срывают уроки.
С 1 марта учащиеся 1-5 классов вновь сели за школьные парты, но преподают им не все предметы.