Налоговые споры являются одними из самых сложных в юридической практике. Предметом налоговых споров являются правоотношения, по поводу которых возникает спор между налоговыми органами и субъектами предпринимательства. Само рассмотрение налоговых споров требует знания не только различных отраслей права, но и основ бухгалтерского учета и экономики, налоговое законодательство часто подвергается изменению и реформированию, сложность и объемность налоговых споров.
Налоговые споры затрагивают интересы государства в целом и значительного круга налогоплательщика, что говорит о социальном значении правильности разрешения данной категории споров для повышения в целом качества рассмотрения гражданских дел.
Дела об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц органов налоговой службы гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическими лицами подсудны специализированным межрайонным экономическим судам.
Налоговое законодательство основывается на Конституции РК и состоит из Кодекса РК от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (далее Кодекс)», а также регулируется Нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 29 июня 2017 года № 4 «О судебной практике применения налогового законодательства», нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено НК РК.
К правовым актам также относятся постановления Правительства Республики Казахстан, приказы руководителей уполномоченного органа в системе органов налоговой службы, решения местных представительных органов. Разъяснения и комментарии, в том числе уполномоченного органа, не относятся к нормативным правовым актам, они подлежат оценке судом с учетом их соответствия нормам налогового законодательства.
При применении норм законодательства в целях налогообложения следует исходить из приоритетности норм Налогового кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Казахстан к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Основным классифицирующим признаком дел по налоговым спорам является то обстоятельство, кто инициирует дело по налоговому спору и что является предметом разбирательства. В основном судебная практика показывает, что рассматриваются налоговые споры: об обжаловании уведомлений налоговых органов по результатам налоговых проверок; об обжаловании действий и решений должностных лиц органов налоговой службы об отказе в удовлетворении заявлений налогоплательщиков о возврате превышения налога на добавленную стоимость, облагаемого по нулевой ставке; об обжаловании уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля и налогового администрирования; об обжаловании действий налоговых органов по снятию налогоплательщика с учета по налогу на добавленную стоимость; об обжаловании действий налоговых органов по назначению налоговых проверок. Рассмотрение дел указанной категории производится по правилам особого искового производства, предусмотренным главой 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан.
По делам о налоговых спорах, где в качестве одного из самостоятельных предметов спора заявителем указан акт налоговой проверки, либо другие требования, не влекущие правовых последствий — обжалованию подлежит только уведомление. При этом суд проверяет законность начисления оспоренных сумм с учетом выводов, изложенных в акте налоговой проверки. При этом обжалование акта проверки расценивается как обжалование действий должностных лиц налоговых органов.
В судах, в основном, оспариваются четыре вида уведомлений, предусмотренных статьями Кодекса: о результатах налоговой проверки; об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля; об итогах рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление; об устранении нарушений налогового законодательства Республики Казахстан.
В соответствие с пункта 2 статьи 96 Кодекса исполнением налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, признается: в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм.
При рассмотрений дел об оспаривании уведомлений об устранении нарушений налогового законодательства РК по результатам камерального контроля, суды принимают во внимание, что данный вид уведомлений признается исполненным, когда налогоплательщиком исполнено содержащееся в нем требование об устранении нарушений закона.
По делам об оспаривании уведомлений о результатах налоговой проверки в части начислении сумм корпоративного подоходного налога с юридических лиц-резидентов в случаях признания налоговым органом в качестве дохода налогоплательщика вознаграждения по беспроцентному займу по договору об оказании финансовой помощи, рассчитанного по среднегодовой ставке НБ РК, что аналогично заемной банковской операции. Так, предоставление беспроцентной финансовой помощи на возвратной основе является заемной операцией и рассматривается как безвозмездное оказание услуг. С учетом применения МСФО и действующего законодательства РК материальная выгода от экономии на вознаграждении по полученному налогоплательщиком беспроцентному займу включается должна включаться в его совокупный годовой доход. Налогоплательщик безвозмездно имущество не получал, финансовая помощь получена на возвратной основе.
Одним из актуальных вопросов применения норм налогового законодательства является рассмотрение гражданских дел о признании сделок недействительными по искам налоговых органов. Исходя из того, что статьями Кодекса предусмотрено налоговое администрирование, введены и критерии степени риска, которые могут быть применены при проведении проверок по налоговым периодам в пределах срока исковой давности, где не подтверждены взаимозачеты — «не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость». При этом на дату проведения оспариваемой налоговой проверки порядок применения СУР регулируется Кодексом, Порядок отнесения налогоплательщиков, принявших в зачет НДС и предъявивших требование о возврате НДС, к степени риска с целью подтверждения превышения НДС, подлежащего возврату и зачету.
При рассмотрении дел по спорам, связанным с признанием недействительной регистрации юридического лица, в части оспаривания уведомлений по результатам камерального контроля выясняются вопросы о наличии у налогового органа правовых оснований для вынесения такого уведомления.
По вопросу начисления пени и возможности освобождения от ее уплаты либо снижения ее размера следует исходить из того, что пеня является одним из способов обеспечения исполнения налогового обязательства и ее начисление имеет характер компенсации потерь государственного бюджета в результате не дополучения налоговых сумм в срок. Поскольку пеня не является санкцией, то вопрос о наличии или отсутствии вины налогоплательщика в просрочке не имеет значения. Норм, допускающих возможность освобождения от уплаты пени в случае отсутствия вины налогоплательщика, а также снижении ее размера налоговое законодательство не содержит.
Споры относительно имущества, ограниченного в распоряжении по решению налогового органа возникают при полном исполнении покупателем обязательств по оплате стоимости приобретенного имущества с торгов, и невозможности регистрации за собой права собственности ввиду наличия обременения на основе решения налогового органа. Рассмотрение таких споров подлежит в порядке искового производства. Перечень является исчерпывающим. Поскольку налоговая задолженность налогоплательщиком не погашена, но имущество зарегистрировано за ним, у налогового органа отсутствуют законные основания для отмены решения об ограничении в распоряжении имуществом. Самим налогоплательщиком решение налогового органа в установленном законом порядке не оспорено и, соответственно, не признано незаконным. Иных правовых оснований для снятия обременения налоговым органом налоговое законодательство не предусматривает.
Исполнение налогового обязательства является совершение действий, направленных на неукоснительное соблюдение налогового законодательства и ответственностью, влекущее исполнение обязательств перед государством.