Главная > Регионы > Акмолинская область > Ремесленник из Акмолинской области создает авторские орнаменты

Ремесленник из Акмолинской области создает авторские орнаменты

Житель Кокшетау Рустам ЯКОВЛЕВ попал в казахстанский учебник по трудам, а в музее выставлены реконструированные им доспехи времен Золотой Орды. Ремесленник бросил преподавательскую деятельность, ради своего хобби – карвинга, он вырезает авторские орнаменты на коже, рассказывает iaNews.kz.

Родившийся в интернациональной семье Рустам Яковлев (его мама татарка, а папа русский), с детства тянулся к истории, изучению традиций и искусства разных этносов, особенно его впечатляли древние руны и орнаменты. Сегодня этностиль — своеобразная визитная карточка ремесленника. Его работы выполнены в американской технике — карвинг – это гравировка по натуральной коже. Чаще всего у мастера заказывают ремни, кошельки, слинги, картхолдеры, ключницы, чехлы для телефонов.

— Есть заказчики, которые просят классический казахский орнамент, тогда беру готовые шаблоны и делаю, конечно, но я так не люблю, — признается мастер. — Предпочитаю, чтобы орнамент сочетался с самим изделием, его формой, чтобы изделие смотрелось цельно и органично. Когда рисунок слепо копируется с шаблона, оторван от вещи, то даже визуально возникает ощущение дисбаланса.

Авторские орнаменты кокшетауского ремесленника рождаются на стыке разных направлений и стилей, ему нравятся тюркские мотивы, кельтские, скандинавские, татарские, казахские, арабские элементы. Он любит их комбинировать, по-своему интерпретировать, создавать их симбиоз, стилизовать, адаптируя их под конкретное изделие.

Наставник-ювелир

После школы Рустам Яковлев поступил в местный вуз на учителя изобразительного искусства и черчения, потому что интересовался живописью и декорированием. На третьем курсе преподаватель Рустем ШАРИПОВ увлек его искусством художественной обработки металла и с тех пор изменил его жизнь и стал своего рода наставником новорожденного мастера. Оказалось, что он не только талантливый педагог, но и искусный ювелир, изготавливает национальные украшения ручной работы в традиционных техниках, обрабатывает камни, металл, занимается инкрустацией и гравировкой.

Сегодня у Рустама и его учителя есть совместные работы, сочетающие кожу и металл — щиты, доспехи. Многие из них стали музейными экспонатами и частью частных коллекций. Самая большая гордость молодого ремесленника Рустама Яковлева — реконструкция доспехов воина, которая выставлена в постоянной экспозиции Акмолинского областного историко-краеведческого музея, в зале Абылай хана. Эта работа заняла первое место на фестивале в Актобе.

После окончания вуза новоиспеченный учитель Яковлев поработал в средней школе трудовиком, но ему хотелось дать больше, чем обычную программу, поэтому ушел в колледж преподавать спецдисциплины будущим дизайнерам. А потом он перевелся в академию, чтобы учить студентов. Все это время не переставал заниматься своим хобби и уже делал изделия на заказ. Его увлечение постепенно трансформировалось, мастер больше начал заниматься не металлом, а более податливой кожей и неожиданно увлекся карвингом.

— Многие видели, что такое карвинг фруктов – художественная резка, а есть направление этой техники применительно к натуральной коже, по сути, это резьба. Увидел как-то работы в интернете и мне понравилось. В институте такому не учат. Начал изучать самостоятельно, освоил технику благодаря ютубу, что удобно. Это раньше приходилось часами сидеть в библиотеке и что-то искать, а тут все доступно и наглядно, было бы желание, все можно освоить, — уверен Рустам.

Родина этого стиля США, это не просто тиснение, а вырезание элементов на коже вручную, можно провести аналогию с чеканкой по металлу, только материал другой.

Прочь от бумажного творчества

— В школе много лишней работы, не успевал достаточное время заниматься настоящим творчеством, а не бумажным. Зачем себе обманывать и ходить на работу, когда хочешь большую часть времени уделять другому. Когда кусок кожи превращается под твоими руками в эксклюзивное изделие, чувствуешь себя творцом…. И в 2014 году я решился, и уволился, встав на путь предпринимательства, — вспоминает Рустам.

Решиться бросить карьеру, насиженное место с регулярной зарплатой и соцпакетом ради своего хобби, было непросто. Его терзали сомнения, что он не сможет заработать достаточно денег на любимом деле. Однако сейчас ремесленник ни о чем не жалеет, потому что от продажи своих изделий получает не меньше, чем в вузе, но при этом работа приносит ему удовольствие.

Еще в университете Рустама прозвали Рус-Брюс, а позже это прозвище легло в основу его бренда Bruce Leathercraft (с англ. кожевенное мастерство).

— На логотипе я неслучайно изобразил стилизованную лошадь. Во-первых, я живу в Кокшетау, и кулагер есть на гербе нашего города. Во-вторых, направленность моего творчества этническая, нашу территорию испокон веков населяли кочевники, а какой кочевник без лошади? И в-третьих, мне безумно импонирует это животное своей грацией и сильным духом. А еще я очень люблю конину, потому что это невероятно вкусное мясо, — улыбается Рустам. — Шрифт разработал в руническом стиле, руны ведь есть и в Скандинавии, а у нас. Меня тянет к таким древним вещам, от которых веет стариной. К тому же руны любят и понимают на западе, а для меня это потенциальный привлекательный рынок сбыта. Там очень устали от штамповки и ценят вещи ручной работы, готовы за них платить достойно.

Сейчас Рустам не только мастер, но и сам себе маркетолог, финансист.

— В преподавании свои минусы — вне зависимости от вложенных усилий зарплата одна, ну изредка премия, а тут есть мотивация, потому что от количества труда напрямую зависит и заработок. Сам себе устанавливаешь пол и потолок, пока меня доход устраивает, на поток производство я не ставлю. Мне нравится, что каждое изделие сделано индивидуально под человека. И мне важно его не просто продать, но и устроить в надежные руки, — подчеркивает мастер.

И хотя любимое дело приносит ему определенный доход, но увы, пока его не хватает на то, чтобы арендовать помещение и открыть хотя бы маленькую мастерскую, поэтому работает в своей комнате.

Покрепче морского узла

Начиная заниматься карвингом, Рустам сразу столкнулся с рядом трудностей. Оказалось, во всем Казахстане не сыскать подходящий материал.

— У нас нет кожи КРС растительного дубления в городе, та, что была, грубовата для выделки. Сначала в Алматы заказывал турецкую кожу, сейчас в России и в Беларуси. Химия нужна для окраски, финиши для защиты изделия от влаги, все это приходилось заказывать за рубежом через интернет. Конечно, изделия получают недешевыми, но зато это не ширпотреб. Вручную прошивается седельным швом, а не машинным, как в массовом производстве, — объясняет мастер. — Таким швом делают седла, конные амуницию, поэтому они выдерживает большие нагрузки, каждый стежок друг друга поджимает, его не так легко распустить даже намеренно.

Мастер большое внимание уделяет деталям, даже выбору нити, она ведь она не только влияет на долговечность изделия, но и выполняет дизайнерскую роль. А нити бывают разные по форме – плоские, круглые, плетеные, крученные, и по материалу от полиэстеровых до льняных.

Ему очень нравились японские нити, но сейчас их очень дорого заказывать. Из-за пандемии и ковидной опасности из Японии временно не отправляют посылки обычной почтой, поэтому доставка до нашей страны обходится зачастую дороже самого материала. Пока мастер заказывает сырье из России, Беларуси и других стран СНГ.

Книжный учитель

Неожиданностью для ремесленника было предложение включить его труд в учебник по художественному труду для 8 класса, ведь он давно не преподает. К нему обратилось местное издательство «Келешек-2030» с предложением подготовить для публикации мастер-класс по изготовлению сувенирного изделия из кожи – торсыка.

— Приятно осознавать, что даже уже не будучи практикующим преподавателем, вносишь посильный вклад в дело образования страны, — признался Рустам Яковлев.

Еще более погрузился в историю мастер после участия в минувшем году в Международном фестивале древних технологий и культурных коммуникаций им. Тура Хейердала Desht-thor, который проходил неподалеку от поселка Айет в Костанайсткой области. Увлеченные реконструкторы и реставраторы из Казахстана, России и Украины демонстрировали главные технологические и духовные достижения эпохи бронзы, всаднической культуры и цивилизации Золотой Орды. Ремесленники проводили мастер-классы по изготовлению предметов древнего быта — посуды, оружия, одежды и других изделий.

А главное Рустаму удалось поучаствовать в раскопках некрополя бронзовой эпохи в деревне Новоильиновка.

— Меня потрясло, когда из земли извлекли кусочек керамики, а на ней узоры, — вспоминает житель Кокшетау. — Я испытал неведомые ранее чувства, осознав, что это частичка предмета, который люди использовали четыре тысячи лет назад!

Вот и ремесленник будто из древности несет сквозь века замысловатые орнаменты, нанося их на современные изделия. Они отправляются заказчикам в Кокшетау, Алматы, Актобе, Костанай, в столицу Казахстана и разные города России. Он надеетсмя, набив руку, начать продвигать свою продукцию в западных странах.

— Кто едет к родственникам в Германию и другие страны Европы и увозит сделанные мной изделия, говорят, что там с большим интересом относятся к изделиям ручной работы вплоть до того, что ценится неровный небрежный шов, люди устали от штамповки, — говорит мастер Брюс, — а потому на перспективу моя цель – это популяризация изделий, сделанных в Казахстане – на Западе.