Родословная современных ездовых собак берет свое начало от одомашненного предка, жившего в арктической Сибири 9,5 тысяч лет назад. К таким выводам пришли ученые после сравнительного геномного исследования. Результаты работы приведены в журнале Science, передает IaNews.kz
При раскопках Жоховской стоянки на острове Жохова археологи обнаружили детали нарт и костные остатки собак возрастом 9-8 тысяч лет. По строению костей ученые предположили, что это были именно ездовые собаки. Из нижней челюсти Жоховской собаки извлекли ядерную ДНК, а также, для сравнения – из нижней челюсти волка из Янской стоянки возрастом 32 тысячи лет. Также были взяты образцы от десяти современных гренландских ездовых собак. Расшифрованные последовательности ДНК сравнили с материалами от 114 собак и волков из разных регионов мира.
«Генетическое исследование показало, что корни всех существующих сегодня пород ездовых собак уходят в Сибирь. Именно в Сибири примерно девять с половиной – десять тысяч лет назад жили первые носители генетических особенностей, отвечающих на приспосабливание ездовых собак к непростым арктическим условиям», – сообщил старший автор исследования, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Владимир Питулько.
Результаты работы расширяют знания о генетических отличиях ездовых собак от представителей прочих пород.
«Ездовые собаки и жители Арктики имеют общую историю длиной в 9,5 тысячелетий: они вместе жили, передвигались на значительные расстояния и охотились. Совместная адаптация не могла не оставить отпечаток на геноме животных. Традиция использования собачьих упряжек у населения Крайнего Севера, по-видимому, существовала долго, и в ряде областей Арктики существует до сих пор, однако на севере Евразии она, скорее всего, была вытеснена использованием оленьих упряжек в связи с распространением оленеводства в ряде регионов», – заключил Питулько.
В прошлом году в Сибири нашли идеально сохранившееся тело древнего щенка. Оно пролежало в вечной мерзлоте 18 тысяч лет. Причину смерти особи установить не удалось. Известно, что она не была ранена, больна или истощена. Но еще большей загадкой оказалась ее видовая принадлежность. Даже расширенный анализ, проведенный специалистами, не помог идентифицировать сибирского щенка. Это мог быть как волк, так и собака ледникового периода, или же представитель ранее неизвестного «переходного» подвида.