В организации, занимающейся вывозом ТБО, уверены, что население города свой выбор уже сделало. Об этом сказала представительница одной из таких компаний на заседании Общественного совета Петропавловска. Посвящено оно было возможному повышению тарифа с 220 тенге до 350 тенге с человека в месяц в благоустроенном секторе и до 368 в неблагоустроенном, передает iaNews.kz.
— Мы мониторили мнение населения, в принципе, все согласны, ждут и подготовлены к новой цифре, — сказала главный экономист ТОО «Мюль-Сервис» Лариса ПОНОМАРЕВА.
Общественники возразили, мол, сложно представить себе горожан, с радостью воспринимающих какой-либо рост цен. Особенно сейчас, когда стремительно дорожает все вокруг. Но у спикера нашелся еще один аргумент.
— Когда у вас во дворе начнется бардак, а вы не можете заставить вывезти мусор организацию, потому что она физически не справляется, то 350 тенге покажется не такой уж большой суммой, — парировала экономист.
Она привела примеры мусорных коллапсов в Павлодаре, Караганде, Боровом в 2019-2020 годах, когда из-за низких тарифов на вывоз ТБО компании не могли вывозить мусор в течение недели. Тогда в городах образовались не просто кучи мусора, а целые нелегальные свалки. После этого новые тарифы были быстро согласованы, сейчас они составляют в Караганде 380 – 410 тенге, Павлодаре 322 – 331, Костанае 369 – 439.
В Петропавловске же один из самых низких тарифов по стране. Причем утвержден он был еще в 2017 году, с тех пор не менялся и давно перестал перекрывать затраты на услуги по вывозу ТБО.
«На протяжении более пяти лет у мусороперевозящих организаций нет возможностей по приобретению новой спецтехники, — указано в обращении на имя акима Петропавловска Булата ЖУМАБЕКОВА. – Из-за невозможности поднять зарплату происходит отток рабочих, водителей, которые несут основную нагрузку. Еще одна насущная проблема – обновление парка контейнеров. Стоимость одного составляет 143 тысячи тенге. Для снабжения его колесами нужно потратить 23 200 тенге. Из-за нехватки денег за последние три года мы смогли заменить только 19% контейнеров города. Стоимость ГСМ с 2017 года увеличилась на 55 %, масел – на 30 %, запчастей — на 60-130%».
В расчетный тариф авторы обращения включили рентабельность 12%, которая поможет решить насущные проблемы: повышение зарплаты и обновление основных средств. Примечательно, что тариф – 350-368 просят утвердить для четырех организаций, хотя затраты у них разные. ТОО «Мюль Сервис» обслуживает около 25% населения, «Чистый Петропавловск» — 10%, «Коммун Север» — 45%, «Коммунхоз Петропавловск» — 20%.
Члены Совета в целом поддержали коммунальщиков, но у них возникли вопросы к расчетам. По их мнению, к цифрам не хватает письменно оформленных доказательств. У предприятий запросили дополнительную информацию, которую изучат к следующему заседанию.
К слову, на встрече с журналистами в августе аким города уже высказывался, что без повышения тарифа Петропавловск не обойдется. Городская свалка, куда ежедневно привозят 150 тонн отходов, заполнена на 80%. Срочно нужен новый полигон ТБО и оборудование для переработки мусора.
Фото Павла АФАНАСЬЕВА.