1. Сфера применения Закона Республики Казахстан «О государственных закупках».
Настоящий Закон применяется к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика.
Если говорить своими словами, то это отношения между государственными органами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и юридическими лицами, связанные с приобретением государственными организациями товаров, работ и услуг.
К примеру: строительство школ, больниц, детских садов, спортивных комплексов и т.д. в рамках государственного заказа, строительство дорог, закуп организациями здравоохранения медикаментов или медицинского оборудования, школами компьютерной техники и многое другое.
Все это регулируется данным Законом.
2. Подсудность и подведомственность данных споров
В соответствии с частью 1 статьи 27 ГПК споры, вытекающие из государственных закупок, подсудны специализированным межрайонным экономическим судам, поскольку сторонами являются юридические лица, физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Иски, вытекающие из договоров о государственных закупках, в которых указано место исполнения, могут быть предъявлены также по месту исполнения договора в соответствии с частью 6 статьи 30 ГПК.
Тем самым, несмотря на то, что ответчик находится, допустим в г. Шымкент, однако, поскольку местом исполнения указана наша область, то истец вправе обратиться в экономический суд СКО.
Важной новеллой Закона в сфере регулирования государственных закупок, вступившего в силу с 1 января 2016 года, является норма, устанавливающая новый порядок формирования реестра недобросовестных участников государственных закупок.
Данное нововведение было вызвано тем, что недобросовестные поставщики или исполнители принимают участие в закупе или конкурсе, но, на стадии подписания договора или внесения обеспечения отказываются от дальнейшего участия, то есть не подписывают договор либо не вносят гарантийное обеспечение.
Раньше процедура признания таких поставщиков недобросовестными была затянута, поскольку включение их в реестр производилось по решению суда.
Тем самым, уходило драгоценное время для объявления нового закупа.
К примеру, строительство дорог, школ, больниц, поставка медикаментов. Для нового закупа необходимо было внесение отказавшихся поставщиков в реестр.
Согласно пункта 4 статьи 12 Закона реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:
1) потенциальных поставщиков или поставщиков, предоставивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение;
2) потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках;
3) поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона реестр недобросовестных участников государственных закупок, предусмотренных подпунктом 2) пункта 4 статьи 12, а именно поставщиков, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках после признания их победителем, формируется на основании решения уполномоченного органа о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок.
Реестр недобросовестных участников государственных закупок, предусмотренных подпунктами 1), 3) пункта 4 статьи 12 Закона, формируется на основании решений судов, вступивших в законную силу.
Пунктом 1 статьи 44 Закона предусмотрено, что в случае если потенциальный поставщик, признанный победителем либо занявший второе место, в сроки, установленные Законом, не представил заказчику подписанный договор о государственных закупках или, заключив договор о государственных закупках, не внес обеспечение исполнения договора о государственных закупках и (или) сумму в соответствии со статьей 26 Закона, то такой потенциальный поставщик признается уклонившимся от заключения договора о государственных закупках.
Таким образом, включение недобросовестных поставщиков в реестр осуществляется по решению суда лишь в двух случаях: когда ими предоставлена недостоверная информация по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение; и в случае если ими не исполнены либо ненадлежащим образом исполнены свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.
Потенциальные поставщики, определенные победителями, уклонившиеся от заключения договора о государственных закупках, включаются в реестр на основании решения уполномоченного органа, то есть необходимость обращения заказчиков в суд по указанным основаниям отпала.
3. Новеллы Закона в сфере регулирования государственных закупок
На протяжении последних лет государство принимает активные меры для поддержки предпринимательства.
В этой связи, с 01 июля 2019 года в законодательство о государственных закупках были введены ряд нововведений, направленных на защиту предпринимательства.
К примеру, если раньше, несмотря на полное исполнение поставщиков договорных обязательств, оплаты неустойки за просрочку исполнения, при отсутствии для заказчика ущерба, заказчик обязан был все равно обратиться в суд для признания такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок, ссылаясь лишь на нарушение сроков исполнения.
В связи с внесенными изменениями, исключена обязанность обращения заказчиков в суд о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок, при совокупности следующих условий: полное исполнение договорных обязательств; выплата поставщиком неустойки (штрафа, пени), отсутствие ущерба, причиненного заказчику.
Также, с 01 июля 2019 года появилось нововведение, согласно которого, в случае обжалования потенциальными поставщиками действий (бездействия), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок, предусмотрен досудебный порядок урегулирования споров.
То есть поставщик до обращения в суд обязан подать жалобу в уполномоченный орган и лишь в случае отказа в удовлетворении его жалобы, обжалование действия (бездействие), решений указанных лиц возможно в судебном порядке.