3 сентября — это еще и вот такие ужасные события 14-летней давности, о которых никак нельзя забыть. Развязка теракта в Беслане. IaNews.kz расскажет о том, как это произошло. Террористический акт состоялся в средней школе №1.
1 сентября 2004 года весь мир потрясло известие о захвате террористами здания школы в североосетинском городе Беслане. В этот день отряд террористов под руководством Расула Хачбарова численностью более 30 человек захватил здание средней общеобразовательной школы №1.
Во время праздничной линейки во дворе школы вооруженные люди, открыв стрельбу поверх голов собравшихся, стали сгонять всех присутствующих в здание. Избежать участи заложников, воспользовавшись паникой, удалось лишь немногим. В ходе перестрелки с охранявшими школу милиционерами несколько человек было убито и ранено.
Террористы распределили заложников по школьному зданию, разместив в спортзале и в классах. В школе удерживалось более 1100 человек. Основная часть детей и родителей оказались в спортивном зале. Туда нагнали столько народу, что всем приходилось сидеть на деревянном полу, поджав ноги. Возможности прилечь или передвигаться по залу не было. Помещения были заминированы.
Террористы угрожали взорвать захваченную школу в случае начала штурма здания. Одновременно они заявили, что будут убивать по 50 заложников за каждого уничтоженного террориста и по 20 за каждого раненого.
Террористы выдвигали несколько требований, главное из них — вывести войска из Чечни. Одновременно они отказываются обменять детей-заложников на высокопоставленных осетинских чиновников.
В течение 3 дней террористы удерживали в здании школы детей, их родителей и сотрудников школы. Более 50 часов, проведенных пленниками в здании школы, террористы отказывали им в предоставлении воды, пищи и необходимых медикаментов.
По словам некоторых опрошенных, детей заставляли мочиться на одежду и пить мочу. Алан Цигоев рассказал, что ел листья оказавшегося рядом комнатного растения.
Террористы не разрешили доставить заложникам продовольствие и воду.
Любые попытки вести переговоры с террористами в конструктивном русле и решить вопрос об освобождении заложников без силового вмешательства оказывались безуспешными. Единственным человеком, которого боевики на следующий день – 2 сентября – согласились впустить в здание школы экс-президента Республики Ингушетия Руслана Аушева. Ему удалось убедить отпустить вместе с ним лишь 25 женщин и маленьких детей.
Сайт газеты New York Times сообщил, что школу захватили боевики из террористической организации «Риядус Салихийн» (батальона смертников Шамиля Басаева). Им оттуда всегда виднее. Как оказалось позже, это было правдой.
Перед школой лежали три трупа. Боевики не давали забрать тела погибших, открывая огонь при появлении людей перед школой. У каждого окна школы террористы поставили детей, что бы избежать стрельбы по окнам при возможном штурме.
3 сентября была осуществлена стихийно начавшаяся операция по освобождению заложников. Штурм не был подготовлен должным образом, вокруг было много вооруженных местных жителей и различных подразделений. Спецподразделениям мешали толпы сочувствующих зевак и тех чьи дети были в здании. Люди знали что у детей нет еды и им не дают воду. Операцией руководило слишком много чиновников, как из Москвы, так и местных. Все хотели, как лучше… но когда в школе раздались взрывы, сдерживать людей дальше было невозможно.
Версий почему начался штурм и кто виноват в наличии множества жертв теперь много. Но боюсь без жертв было не обойтись…
В результате террористической акции и штурма здания погибло более 350 человек – дети, местные жители, сотрудники ФСБ РФ. Остальные заложники (более 560 человек), помимо полученных в ходе штурма здания школы ранений, испытали тяжелейший психологический шок.
Трупы погибших детей…
Многие дети погибли от пожара внутри здания школы, стрельбы и взрывов во время штурма.
В ходе штурма школы был убит 31 террорист. Мертвая шахидка и голова террориста.
Погибшие дети Беслана.
Один террорист не был уничтожен.
Нурпаша Кулаев — единственный террорист, которого взяли живым. Ныне он отбывает пожизненное. Читает письма которые ему пишут мамы погибших детей.
Увы. Но договариваться с террористами нельзя, как и выполнять их требования. Их надо уничтожать не смотря ни на какие жертвы. Иначе террор не победить. Невозможно у каждой школы, детского сада и роддома поставить по подразделению армии, способной отразить нападение 30 террористов.
17 сентября 2004 года чеченский террорист Шамиль Басаев публично взял на себя ответственность за теракт в Беслане. Здание школы после операции освобождения, и в результате подрыва имевшейся у террористов взрывчатки, оказалось практически полностью разрушенным. Год спустя после этого трагического события на мемориальном кладбище Беслана, где захоронены жертвы теракта, состоялось открытие памятника «Древо скорби».
Позже Шамиль Басаев был уничтожен. По неофициальным данным, после теракта наши подразделения в Чечне снесли все «родовые» дома где родились террористы и шахидки участвовавшие в теракте…