Про сбой в работе интернета сообщают жители Нур-Султана – в связи с этим школьники не могут сдать ответы на домашние задания, в магазинах «зависли» системы безналичной оплаты, передает IaNews.kz.
«Мы должны были переслать сегодня учителю стих, который задали ребенку выучить на дом, но из-за отсутствия интернета теперь не знаем, как это сделать», — сообщила корреспонденту агентства в воскресенье жительница столицы.
Также поступают сообщения о невозможности оплатить покупки платежными картами.
«Я обошел несколько магазинов, пытаясь купить продукты, и не смог этого сделать – у продавцов терминалы просто не смогли соединиться через интернет. При мне в двух магазинах несколько раз перезагружали свои терминалы, но покупки сделать так и не удалось. В одном магазине пока пытался провести оплату, за мной скопилась очередь, а в другом магазине очередь уже была к моему приходу по той же причине – из-за проблемы оплаты картой», — поделился другой собеседник агентства.
Ранее – 5 декабря министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана совместно с комитетом национальной безопасности (КНБ) сообщило о запланированных с 6 декабря в Нур-Султане учениях «Кибер-безопасность Нур-Султан-2020». В числе прочего, власти вновь попросили граждан установить раскритикованный годом ранее «сертификат безопасности».
Напомним, 17 июля 2019 года МЦРИАП Казахстана заявил о том, что «уполномоченными органами совместно с операторами связи в городе Нур-Султан проводятся технические работы, направленные на усиление защиты граждан, государственных органов и частных компаний от хакерских атак, интернет-мошенников и иных видов киберугроз». «В случае возникновения проблем с доступом к отдельным интернет-ресурсам» в ведомстве рекомендовали «проверить регистрацию мобильных устройств (сотовых телефонов и планшетов), установить сертификат безопасности (размещен на сайтах операторов связи) или обратиться в call-center операторов связи».
Сразу же после этого абоненты мобильной связи в столице начали получать сообщение с рекомендацией установить предложенный властями Казахстана «сертификат безопасности». В сообщении говорится, что «отсутствие данного сертификата может привести к проблемам с доступом к отдельным Интернет-ресурсам».
При попытке перейти на указанный сайт с сертификатом через обычные браузеры персональных компьютеров антивирусы многих пользователей не позволили наладить соединение.
«Безопасность вашего соединения снижается. Преступники могут попытаться украсть ваши данные с сайта. Вам рекомендуется покинуть этот сайт», — говорилось, например, в уведомлении антивируса «Лаборатории Касперского» при попытке посетить указанный сайт.
19 июля 2019 года вице-министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аблайхан Оспанов заявил, что казахстанцам «предоставлена возможность» «добровольно» устанавливать указанный сертификат, отметив, что его по желанию можно не устанавливать. По его словам, реализуемый в Нур-Султане проект является «пилотным». Он отметил, что соответствующая законодательная норма была введена еще в 2015 году.
В тот же день латвийское издание Meduza заявило о том, что власти Казахстана посредством сертификата получат контроль над зашифрованным трафиком. По сообщению издания, власти смогут осуществлять атаку «человек посередине» (man-in-the-middle, MITM-атака) на любой сайт, передающий данные с использованием HTTPS протокола: сгенерировать поддельные сертификаты для любого сайта; заверить их сертификатом, который установил пользователь; подменить оригинальные сертификаты своими; расшифровать весь трафик от сервисов типа Google или Facebook.
Планы властей контролировать содержимое трафика вызвали возмущения среди широкой общественности.
В Нур-Султане, Алматы и Караганде были поданы гражданские иски против операторов связи, касающиеся указанных сертификатов. Истцы потребовали признать незаконным навязывание сертификата абонентам.
6 августа 2019 года КНБ Казахстана заявил о прекращении тестирования «сертификата безопасности» с 7 августа, а президент РК Касым-Жомарт Токаев заявил, что тестирование проводилось по его поручению «по программе Киберщит».