Главная > Новости > В стране > Ученый: АЭС – самый опасный, рискованный и бесперспективный проект в истории Казахстана

Ученый: АЭС – самый опасный, рискованный и бесперспективный проект в истории Казахстана

Атомная электростанция (АЭС) – самый опасный, рискованный и бесперспективный проект в истории Казахстана, считает кандидат физико-математических наук Эльдар Кнар, сообщает iaNews.kz.

«Совершенно ясно, что АЭС – это самый опасный, рискованный и бесперспективный проект в истории Казахстана», — написал Кнар на своей странице в социальной сети.

По его мнению, «при строительстве и эксплуатации АЭС в Казахстане не будет первостепенных и второстепенных рисков», он считает, что «все риски будут первостепенными».

В качестве главной угрозы он назвал непрофессионализм.

«Чернобыльская катастрофа произошла из-за халатности и непрофессионализма. Что тут говорить о нашей казахской халатности и непрофессионализме…» — привел пример ученый.

Отдельно эксперт остановился на коррупционных рисках, скептически оценив перспективы качественного строительства российскими специалистами.

«Росатом» начал строительство турецкой АЭС в Мерсине в 2018 году. Уже в апреле 2018 года эксперты управления по атомной энергии Турции обнаружили многочисленные трещины в бетонном фундаменте АЭС. Более того, после того как турки указали «Росатому» на этот потенциальный Чернобыль, «Росатом» снова перезалил фундамент, но трещины появились снова!» — добавил автор.

Он поинтересовался у «казахстанских адвокатов строительства АЭС»: «С чего вы взяли, что в Казахстане «Росатом» будет строить АЭС более качественно, чем в Турции?»

«При строительстве ЭКСПО-2017 одна из пешеходных перемычек рухнула, а половина денег была разворована. Сколько стоек реакторного блока рухнет и сколько денег будет разворовано при строительстве Балхашской АЭС? Россияне не смогут договориться с турецкими инженерами и чиновниками, но они всегда смогут договориться с болашаковцами и акиматовцами», — отметил эксперт.

Как считает ученый, «когда в балхашском фундаменте из «казахского» бетона появится трещина, то начальник АЭС и местный аким даже не поймут, что это опасно».

«У них будет другая проблема – юбилейный той по поводу 25-летия четвертого абзаца 23-й страницы Стратегии-3020… Они пошлют гастарбайтеров, которые засыплют трещину песком и тщательно выложат новую модную плитку… И прощай озеро Балхаш, город Балхаш, да и вообще Казахстан… Зато бюджет освоен, и занятость повысилась… За этим сейчас строго…» — иронизирует Кнар.

Кроме того, он задается экологическим вопросом: «почему АЭС собираются строить на берегу Балхаша, а не скажем в центре пустыни Бетпак-Дала или в безлюдных районах плато Устюрт?» и дает на него ответ – «Потому, что для работы АЭС (контуры охлаждения, радиационное поглощение и прочие технические нужны) нужна вода. И как можно больше».

«Та же «Фукусима» потребляет воду из мирового океана. Там проблем нет. А откуда будет потреблять воду Балхашская АЭС? Правильно, из озера Балхаш. В обычном режиме атомная электростанция является более экологичной, чем, например, тепловая (угольная) или гидро-электростанция. Но при этом «эксперты» забывают сказать, что нет такого механизма, который бы не ломался. И в аварийном режиме экологический и техногенный ущерб от АЭС на порядки превышает ущерб от угольных или гидростанций. Вряд ли кто помнит об аварии 2009 года на Саяно-Шушенск й ГЭС, но об аварии в Чернобыле будут помнить всегда… То есть, когда все нормально, то это хорошо. Но когда возникнет проблема – то, как говорится, «сливай воду»… В Балхаш… На «Фукусиме» радиоактивная вода утекает в открытый и бесконечный океан, а в Казахстане она будет утекать в закрытый и небольшой Балхаш», — прогнозирует он.

За примерами, по словам ученого, далеко ходить не надо.

«Если сломалась столичная угольная ТЭЦ-2, то, в худшем случае, у вас не будет в квартире электричества. Но если сломается казахстанская АЭС-1, то, в лучшем случае, в квартире не будет вообще никого и никогда… Чувствуете разницу? Понимаете, о чем умалчивают «знатоки», когда говорят о невероятной экологичности и безопасности АЭС? Кстати, те же «эксперты» плачут о том, что к 2030 году уровень энергопотребления в Казахстане значительно возрастет и, следовательно, строить АЭС необходимо. Вы серьезно в это верите? Из Казахстана убегают ежего дно десятки тысяч специалистов, количество действующих предприятий и заводов неуклонно снижается, экономика и индустрия стремительно деградируют», — добавил эксперт.

По его мнению, «рост идет только за счет «бутафорских» (фиктивных) заводов и сборочных цехов в стиле «Лего».

«Но возникает вопрос: вы серьезно считаете, что прикрутить гайку, собрать корейский авто и покрасить авто китайской краской – это энергоемкий вид «производства»? Ах да, 50 китайских заводов на территории Казахстана. Серьезный аргумент! Но вопрос: а причем здесь Казахстан? Ведь это заводы китайские и проблему энергоснабжения своих заводов пусть решает Китай. Пусть в будущем сам КНР и строит АЭС на берегу Балхаша в своем новом Казахско-Семиреченском Автономном Округе. Я уже не будут говорить, что в мире идет тренд на снижение доли атjмной энергии в производстве электричества. Хотя АЭС и продолжают строить. Но все же больше от него избавляются. В Массачусетсе (США) закрывают атомную станцию «Пилигримм». Она нанесла непоправимый вред рыбному хозяйству и природе!» — привел пример эксперт.

Также он напомнил, что рыба – единственный источник существования для многих жителей Прибалхашья.

«Кто будет покупать рыбу Балхаша после АЭС? «Радиоактивная рыба» окончательно обречет людей на голод и полную нищету», — считает автор.

Он указал на то, что «подавляющая часть АЭС построена и действует в развитых технологических странах с высоким уровнем цивилизованности и культуры».

«В Африке АЭС нет вообще (если не считать одну АЭС в ЮАР). Не строят АЭС там, где нищета и коррупция! На большей части Азии АЭС также практически нет. В Казахстане с 1973 года работал реакторный опреснитель БН-350. Это некое микроподобие АЭС. После Независимости местные туземцы не смогли его эксплуатировать и понять принцип работы, поэтому реактор стоит и не работает. Но те же самые туземцы, которые не в состоянии починить обычный реакторный велосипед, вдруг стали надувать щеки и с серьезным видом заявлять о создании реакторного автомоб ля», — добавил Кнар.

То есть, по его словам, «обладание и нормальная эксплуатация АЭС требует от страны высокого уровня технологической и технической культуры, инженерии, науки и квалификации».

«В Казахстане все эти параметры ниже плинтуса. Совершенно очевидно, что нельзя давать технику и технологии в руки дикарей и туземцев типа Максата Усенова. Они будут ездить на технике, и давить людей. Помните, страшную автокатастрофу 2009 года в Алма-Арасане, когда самосвал наехал на автобусную остановку и убил 11 человек? Среди погибших была талантливая девушка по имени Ольга Бабенко. Она некогда работала у меня в одном интернет-проекте – скандально известном www.geo.kz. Прекрасный журналист, талант и знала несколько ино странных языков. У нее были большие планы. И она погибла от рук дикаря на технике. Именно поэтому в Казахстане вероятность погибнуть в автокатастрофе в 11 раз выше, чем в Норвегии… И именно поэтому в Казахстане вероятность погибнуть от радиации, техногенной катастрофы или радиоактивного выброса от АЭС на порядок или на несколько порядков выше, чем в Чернобыле, «Фукусиме» или в «Три-Майл-Айленд», — считает ученый.

Он указал на то, что в Казахстане за 30 лет независимости «не в состоянии сделать нормальную дорогу между Балхашом и Алматы».

«Когда повезут какую-нибудь запчасть на балхашскую АЭС из Алматы, запчасть грохнется вместе с машиной в какой-нибудь полуметровой яме в районе Каншенгеля… А реактор ждать не любит…» — подчеркнул эксперт.

По его словам, «в диком, коррумпированном, нищем и отсталом Казахстане мелкие, крупные и глобальные катастрофы на АЭС неизбежны!»

«По сравнению с возможной трагедией Балхаша и Прибалхашья из-за АЭС, трагедия Арыс покажется просто детским лепетом… Конечно, крупных и средних чиновников это никак не касается. У них есть вторые заграничные паспорта и иностранные счета. Они уже давно мысленно не в Казахстане. А для физического перемещения в Китай или в Швейцарию у них есть авиабилеты с открытой датой в любой момент. Казахские чиновники-олигархи будут слать телеграммы из Швейцарии, Лондона и Сингапура жителям Балхаша и Прибалхашья, умирающим от радиации: «Мы с вами!» Но нас, казахстанцев, которые никуда не уедут, это касается даже очень», — считает автор.

В завершение он добавил, что его приглашали на работу в Данию и США, признавшись, что он не хочет уезжать из Казахстана.

«Единственное что хочу: чтобы вся эта коррумпированная и уродливая рать сгинула вместе с АЭС в свой ад… Как-то в конце 80-х в стенах МГУ встречался с великим и легендарным 95-летним Львом Терменом, лауреатом Сталинской премии, изобретателем терменвокса, «жучков» и телевидения. Он говорил: «чтобы вызнать что-нибудь новое, тайное, нужно предлагать что-то новое собственное». А что может предложить Казахстан для АЭС в качестве «нового собственного», кроме дорогих понтов, дикарского невежества, бешбармачных животов, коррупции, дутой инн вационности и мании величия?» — задается вопросом Кнар.

Напомним, 1 сентября президент Касым-Жомарт Токаев поручил «изучить возможность развития в Казахстане безопасной и экологичной атомной энергетики», а 3 сентября, выступая на Восточном экономическом форуме заявил, что Казахстану нужна атомная станция.