Ужесточить законодательство в сфере рекламы лотерей планируется в Казахстане, сообщается в проекте закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лотерейной деятельности», передает IaNews.kz.
«Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: (…) в закон Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года «О рекламе» (…) в статье 13 (особенности рекламы отдельных видов продукции (работ и услуг) – КазТАГ): дополнить пунктом 1-3 следующего содержания: «1-3. Запрещается реклама стимулирующей лотереи, разыгрывающей деньги и (или) драгоценные металлы»; дополнить пунктом 1-4 следующего содержания: «1-4. Запрещается использование в рекламе слова «лотерея», за исключением рекламы, размещаемой оператором ло ереи», — говорится в представленном в пятницу законопроекте.
«Стимулирующая лотерея – деятельность физических лиц, субъектов частного предпринимательства и (или) некоммерческих юридических лиц по организации и (или) рекламе и (или) проведению розыгрышей призов, направленных на стимулирование продаж товаров (услуг)», — сказано в предложенном дополнении в закон «О лотереях и лотерейной деятельности».
«Фактически, данные организации осуществляют лотерейную деятельность. При этом, они полностью выведены из-под норм и требований закона», — говорится в обосновании к поправкам.
«Оператор лотереи, определенный правительством, несет значительные финансовые и организационные затраты на создание и функционирование IT-системы, обеспечивающей 100%-ю прозрачность лотереи для контролирующих государственных органов. Оператор лотереи осуществляет значительные отчисления (15%) на развитие отечественного спорта. Оператор лотереи соблюдает жесткие требования закона РК «О лотереях и лотерейной деятельности». В это же время, любая коммерческая организация может организовать розыгрыш призов, не неся никаких обязат льств перед государством и обществом. В целях устранения данной правовой коллизии законопроектом вводится ряд норм, направленных на надлежащее правовое регулирование стимулирующих лотерей», — пояснили разработчики.
«Например, производитель газированных напитков объявляет о проведении розыгрыша ценных призов (от еще одной бутылки газированного напитка до автомобиля). Объявляется, что для участия в розыгрыше необходимо приобрести их продукцию и предъявить определенный рисунок под крышкой бутылки. Подобные акции вызывают большой интерес среди широких слоев населения. В итоге, производитель газированных напитков получает многомиллионную сверхприбыль, однако соотношение такой прибыли и размера призового фонда никому не известны, никто не гарантирует, что большая часть призов может просто отсутствовать», — говорится в обосновании.
«Так, данная организация выпустила некое мобильное приложение (программное обеспечение, устанавливаемое на смартфон). Всем покупателям данного мобильного приложения компания обещала выигрыш квартир, элитных машин, смартфонов и значительных денежных сумм. Данная деятельность сопровождалась широким освещением в СМИ под заголовками «Акция: меняем квартиру на 63 миллиона тенге», «Как получить квартиру без кредита и ипотеки» и так далее. Таким образом, фактически осуществлялась лотерейная деятельность под прикрытием приобретени некого мобильного приложения. В данном случае также является неизвестным соотношение дохода организатора такой деятельности и призового фонда», — отметили разработчики.
Предложенные поправки подразумевают и законодательные требования к проведению стимулирующих лотерей: в рамках стимулирующей лотереи запрещается розыгрыш денег в наличной или безналичной форме, в том числе электронных денег, и (или) драгоценных металлов; в случае розыгрыша имущества или услуг, стоимость единицы которых превышает четырехсоткратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, организатор стимулирующей лотереи обязан направить до проведения стимулирующей лотереи уведомление в уполномоченный орган с указанием наименования, фактического места нахождения, контактных телефонов первого руководителя, бизнес-идентификационного либо индивидуального идентификационного номера организатора стимулирующей лотереи, периода (даты) проведения розыгрыша, с предоставлением утвержденного организатором текста правил участия в розыгрыше, сведений о призовом фонде, о месте, времени и способе проведения розыгрыша, а после проведения стимулирующей лотереи обязан направит в уполномоченный орган сведения о количестве лиц, принявших участие в розыгрыше, и сведения о лицах, выигравших призы.
Законопроект вынесен на публичное обсуждение до 1 февраля.