Невозможность проводить мирные собрания может повышать риск радикализма, считает директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ) Евгений Жовтис, передает IaNews.kz.
«Митинги, демонстрации и пикетирование – один из важнейших способов коммуникации между властью и обществом. Это способ высказаться, это способ донести что-то для того, чтобы оно не превращалось в радикальную форму. Потому что если вы не даете говорить, человек берется за оружие, если не решаются его проблема. Если вы не можете проблему озвучить и не можете призвать к ней в публичном месте, привлекая внимание властей, то вы оказываетесь в ситуации, когда вы сознательно создаете напряженную ситуацию, создаете больше проблем, чем пытаетесь решить», — сказал Жовтис на общественных слушаниях «О ситуации с правом на мирные собрания в Республике Казахстан» во вторник.
При этом он отметил, что, согласно международным стандартам, граждане могут мирно собираться в пределах видимости и слышимости тех органов, которым адресован протест.
«Люди собираются с целью донесения месседжа. Главная задача – сообщить что-то обществу и властям. И собираются они согласно международным стандартам по принципу sight and sound – это означает «в пределах видимости и слышимости». Потому что, если я недоволен действиями правительства, мне не надо пикетировать киномеханика кинотеатра «Сары-Арка» (расположенного около места, определенного акиматом Алматы для мирных собраний – КазТАГ), он мне ничего плохого не сделал. Я пикетирую тот орган, которым я недоволен, то есть президентскую администрацию, парламент, правительство, какое-то министерство, какое-то ведомство, на худой конец акимат, который не дал разрешение его пикетировать. Поэтому мирные собрания в форме митинга, шествия, пикетирования и проводятся чаще всего на больших площадях, больших улицах, где привлекают внимание общественности и средств массовой информации и у государственных органов», — пояснил Жовтис.
Кроме того, он отметил такие несоответствия казахстанского законодательства и действий казахстанских властей международным стандартам, как регулирование права граждан на мирные собрания, невозможность организации мирных собраний несовершеннолетними, невозможность проводить спонтанные мирные собрания для незамедлительной реакции на какие-то события, а также «превентивные» задержания граждан.
«Все превентивные задержания – незаконны. Чтобы человека задержать, нужны веские подозрения полагать, что он что-то совершил или собирается совершить. И на три часа задерживать нельзя. Фактическое задержание начинается с момента, когда человек не может действовать по своему выбору. И для этого задержания должны быть веские основания. Эти задержания в 90% случаях не заканчиваются никакой процедурой, не составляется протокол, и т.д.» — отметил Жовтис.
По его мнению, казахстанское законодательство и правоприменительную практику необходимо привести в соответствие с международными нормами.
В свою очередь правозащитник Сергей Дуванов добавил, что запрет на проведение митингов может привести к Майдану (до 2014 года разговорное название украинской Оранжевой революции 2004 года).
«Для чего у нас существует полиция? Чтобы не было Майдана. Митинги – это социалка и экономика. Если бы полиция не мешала людям высказывать недовольство, власти вынуждены были бы реагировать, они решали бы быстрее проблемы. Помните дольщиков? Когда дольщики вывалили на улицы, они быстро решили их проблемы. Тоже самое по всем другим проблемам. Митинги нужны стране, чтобы власти не сидели, не спали, а работали. А они посылают полицейских, а это ведет к Майдану», — сказал он.