Почти 3,8 миллиарда тенге за последние пять лет потратили павлодарские власти на борьбу с гнусом в регионе. Но вот в чем парадокс: денег на дезинсекционные работы с каждым годом выделяют все больше и больше, а эффективность от этих мероприятий — с гулькин нос, сообщает iaNews.kz.
Пару лет назад выпускник павлодарской Назарбаев Интеллектуальной школы Азат ЕДИЛОВ вышел на региональный конкурс стартап-проектов с идеей создать в Павлодаре стрекозиные фермы. Молодой человек с энтузиазмом рассказывал членам жюри о том, что ни одно животное не съедает относительно своего веса столько пищи, сколько съедает стрекоза! Вы, кстати, знали, что за час это насекомое может употребить 40 мух, комаров или мошек? Собственно говоря, именно в такой стрекозиной прожорливости и заключается суть проекта, которому школьник дал говорящее название “Воздушный волк”. И действительно, вылетай стрекоза на пару недель раньше, чем мошка, сколько миллионов бюджетных тенге, на которые закупают отраву против гнуса, можно было бы сэкономить!
Проект Азата Едилова не остался незамеченным. Его признали одним из лучших, и, по словам автора, идеей заинтересовались сразу несколько предпринимателей. Азат не сомневался, что у его “Воздушного волка” будет продолжение, а потому даже подал заявку на патент.
— На мое предложение выращивать стрекозу в искусственных условиях откликнулись многие участники стартап-академии. Одни обещали свои теплицы, другие готовы были вложить какую-то часть денег, третьи предлагали чисто научную помощь. Например, в Новосибирском государственном университете работает научный сотрудник, который специализируется на изучении именно павлодарской стрекозы, — рассказал тогда окрыленный успехом школьник.
Проект Едилова предусматривал строительство в Павлодаре десяти теплиц площадью 50-70 квадратных метров каждая. При таком количестве стрекозиных ферм можно искусственно вырастить пять миллионов особей. Этого количества, по прогнозам автора идеи, вполне достаточно, чтобы обеспечить павлодарцам комфортное лето без защитных репеллентов.
По ценам 2018 года, когда был представлен проект “Воздушный волк”, строительство десяти стрекозиных ферм обошлось бы павлодарским властям всего в 11 миллионов тенге. И 410 тысяч тенге требовалось на ежегодное содержание одного такого тепличного комплекса.
Сейчас, конечно, цены другие. Но, думается, не настолько, чтобы догнать бюджет ежегодных дезинсекционных работ.
Прошло три года. Заявка на патент до сих пор имеет статус “на рассмотрении”. Да и насчет спонсорства дальше слов дело не пошло. Но однозначно не потому, что проект невозможен в реализации. В пользу стрекозиных ферм как эффективном методе борьбы с кровососущими высказываются очень многие эксперты-биологи. А некоторые даже предлагают выращивать не стрекоз, а ктырей — хищных мух, которые также питаются комарами и мошками и разводятся при этом быстрее и дешевле. Но, видимо, дешевле — это не про нас…
А тем временем…
Павлодарские ученые усомнились в эффективности стрекозиных ферм в борьбе с гнусом. И сослались при этом на… взбалмошность насекомых: мол, разведут их для защиты павлодарцев, а они возьмут да улетят куда-нибудь.
Так, например, Даулет ИБРАЕВ, руководитель научной группы, осуществляющей научное сопровождение дезинсекционных работ, на комарином брифинге в региональной службе коммуникаций посетовал, что не знает, как удержать стрекозу на одном месте.
Это один аспект. А второй связан с возможной ошибкой при разведении этих насекомых.
— Допустим, мы нашли определенные площади, яйцо, появились личинки, но они могут находиться в воде до трех лет и только после этого вылетать. А если ошибиться где-то на один градус, то стрекоза может у нас появиться 1 января. Что тогда с ней делать? — прокомментировал ученый.