В центре города Элизабет-Сити — штат Северная Каролина США — установят памятник 11 советским летчикам, погибшим при выполнении задач по перегону самолетов-амфибий из США в СССР и всем участникам этого проекта, получившего название «Зебра», сообщает iaNews.kz.
На территории базы Береговой охраны США также появится памятная плита. Поступление американских «летающих лодок» в действующие флоты СССР началось летом 1944 года и продолжалось до августа 1945 года. Гриф секретности с проекта «Зебра» был снят в России в 2007 году, в США — в 1994 году». И вот теперь – памятник… И это в то время, когда в некоторых недавно дружественных СССР странах уничтожают все, что напоминает о нашем общем героическом прошлом.
В этой интересной информации говорится только о перегонке самолетов –амфибий. Однако во время Великой Отечественной войны советские летчики перегоняли американские истребители и бомбардировщики по воздушной трассе Алсиб – Аляска-Сибирь. Решение о создании Алсиба Госкомитет обороны СССР принял в ноябре 1941 года. Американские самолеты не могли пролетать более 700 км без посадки для дозаправки и техобслуживания. Поэтому вдоль всего пути в 6000 км нужно было построить новые аэродромы, причем в нереально короткие по мирным меркам сроки. К октябрю 1942 года 17 новых аэродромов на территории Сибири и 15 – в Канаде были готовы к перегону «амфибий» на фронт. Были реконструированы два старых аэродрома — в Якутске и Красноярске. И 7 октября 1942 года первая партия истребителей вылетела из Фербанкса. До Красноярска они добирались 33 дня, потеряли в пути один самолет вместе с экипажем. Но начало воздушному мосту через Берингов пролив было положено.
Один из 17 новых перегоночных аэродромов был оборудован в 100 км к югу от Петропавловска, близ станции Таинча. В маленький поселок, сменяя друг друга, прилетали с фронта молодые летчики. Опытные инструкторы учили их летать на переоборудованных американских «Аэрокобрах и других самолетах, После их готовности к боевым действиям комплектовались эскадрильи, и они тут же отправлялись в действующую армию. Всего США отправили в СССР 4746 самолётов Р-39 « Аэрокобры», ещё 212 были отправлены из Великобритании из числа уже бывших там в эксплуатации. Около ста лётчиков, воевавших на «Аэрокобрах», получили звание Героев Советского Союза. Командовали перегонными полками в разное время такие знаменитые летчики, как Герои Советского Союза Покрышкин и Мазурук. Когда Покрышкин уже в Европе командовал полком, состоящим только из «Аэрокобр», он сбил 48 самолетов врага и получил третью Звезду Героя.
К сожалению, на опасном пути от Аляски до Северного Казахстана, Урала или северных морей случались и трагические происшествия. На территории Канады и США были потеряны 133 самолёта, на территории СССР списана 81 машина. Аварий было больше, но инженеры и техники старались восстановить и вернуть в строй самолёты, когда это было возможно. На Таиншинском аэродроме при учебных полетах однажды в тумане заблудились и упали на землю сразу три самолета. Тогда погибли шесть летчиков. Все они похоронены там, где был перегонный аэродром. Местные жители заботятся об их памятниках. За годы перегонов на трассе погибло более 100 лётчиков. Часть самолётов и пилотов обнаруживали в безлюдных местностях на протяжении десятков лет после войны. Местные поисковики и сейчас ищут и находят погибших. Поэтому сибиряки рады решению жителей штата Каролина поставить памятник летчикам, погибшим тогда. Когда СССР И США вели борьбу против общего врага. Вечная память героям авиаторам.