Главная по хвостикам
Людмила Зеленина, хозяйка лесопилки, встречает нас в своем небольшом, но уютном кабинете. В углу кабинета стоит печка. В печке трещат дрова. А рядом лежит рыжая собачка по кличке Лада. Она лениво поднимает голову в сторону людей и смотрит, прищурив один глаз. А потом долго-долго потягивается.
— Она после аварии, мы ее лечим. Решили поселить тут, в тепле, — кивает в сторону собаки Людмила Григорьевна.
Лада — лишь одна из тех, кто прописался на лесопилке на постоянной основе. Сейчас здесь проживают около 150 хвостатых питомцев. В иные годы количество собак переваливало за 200. А начиналось все довольно скромно. Людмила Зеленина работала на пилораме в районе Шмелева лога как наемный сотрудник. Потом грянула перестройка. Все предприятия, расположенные вокруг, закрылись. Их бывшие руководители и работники покинули промышленную зону, побросав охранных псов. А Людмила Григорьевна взяла лесопилку, на которой работала, в аренду. И начала поднимать свое дело.
— Я взяла пилораму в аренду в 1995 году. Мне жалко было этих брошенных собак. Я их забрала, — вспоминает собеседница.
Спустя время соседи, прознавшие про импровизированный приют, стали привозить и оставлять у ворот предприятия ненужных им питомцев.
— Как-то раз на забор повесили мешок с котятами, — делится женщина. — Постоянно подбрасывали животных.
Но если раньше Людмила стремилась пристроить спасенных четвероногих в новые семьи, то с некоторых пор перестала отдавать собак и кошек в чужие руки.
— Я же не знаю, какие попадутся хозяева. Не единожды были случаи, когда у меня брали собак, а потом выкидывали их на улицу. Как-то знакомые звонят и говорят, что моя собачка, которую я в семью отдала, теперь на мусорке побирается. А я как ее назад возьму? Она одичала, ее другие собаки уже не примут, — разводит руками Людмила. — Порой приходят и, не скрывая, просят дать им собаку-охранника на дачный сезон. А потом что? Выкинут ее? Не-е-е-ет, я собак не отдаю.
Большая работа
Утро Людмилы Зелениной начинается рано — в первую очередь надо приготовить еду на всех собак и кошек, затем покормить животных и только потом заниматься делами лесопилки.
— У нас договор с детским садом — забираем пищевые отходы. Я специально заказала железные баки для того, чтобы вывозить объедки — в машину загрузили и повезли. Еще закупаем для животных сухие корма, — поясняет Людмила. — Утром рано покормила, в обед все начинается сначала — надо готовить. И пока всех собак обойдешь!
В прошлом году хозяйка лесопилки зарегистрировала благотворительный фонд «ЗооДар Жизнь». Пройти через официальные процедуры ей посоветовали местные зоозащитники.
— Вот зимой у нас продаж нет, стройки останавливаются — и пиломатериалы никто не покупает. Выручки не было, и корма собакам не на что было закупать. Мы обратились за помощью, и нам, как благотворительному фонду, эту помощь оказали, — объясняет собеседница.
Крупные предприятия помогли Людмиле не только с обеспечением собак кормами, но и с их стерилизацией. Хозяйка лесопилки отмечает: всех своих подопечных она в обязательном порядке лечит и стерилизует.
— Да, а иначе как? Они же будут плодиться, вот отсюда и бездомные животные, — считает собеседница.
Бок о бок
Собаки по территории лесопилки перемещаются совершенно свободно. Точнее, часть из них. Некоторые все-таки находятся в вольерах. А некоторые живут в теплом гараже, вместе с кошками. А в отдельном домике, слегка напоминающем избушку, сидит огромный алабай. Он опирается лапами на стену своего домика и заглядывает во двор — наблюдает за хвостатыми собратьями.
— Он агрессивный, для остальных собак представляет опасность, держу пока взаперти, — объясняет Людмила Григорьевна.
По словам собеседницы, все ее питомцы живут в мире и согласии. Убедиться в этом корреспонденту YK-news.kz удается на собственном опыте. Животные действительно очень миролюбивы. Они с интересом смотрят на гостей и даже не предпринимают попыток лаять, отношения между собой не выясняют.
— Это потому, что всегда сытые, — улыбается Людмила Григорьевна.
Навстречу выбегает дружелюбная Волчушка — собака породы маламут. Создается впечатление, что при виде хозяйки пасть у нее расплывается в улыбке. Она начинает бегать кругами вокруг незнакомых людей и выпрашивать внимание. К ней присоединяются еще несколько собак, явно заинтересовавшихся происходящим. Остальные продолжают заниматься своими делами — зарываться носом в искрящийся от солнца снег, дремать, свернувшись калачиком, или грызть завалявшиеся во дворе кости. Позже остальных к гостям подбирается пес по кличке Балдырган — одной из передних лап у него нет с рождения, но он научился отлично передвигаться и на трех.
— Мои собаки не выходят за территорию лесопилки. Да и людям они никаких неудобств создать не могут — тут промзона, никто не живет, — говорит Людмила Зеленина.
Эта энергичная женщина привыкла справляться с хозяйством самостоятельно, не боится трудностей и труда. На хлопоты, которые доставляет приют, не ропщет. Наоборот, радуется тому, что смогла спасти от голодной смерти так много четвероногих.
Питомцы находятся под присмотром Людмилы Григорьевны круглыми сутками. Поэтому она так смело готова поручиться за то, что ее собаки соблюдают «этикет приличия» в обществе.
— Мы с мужем живем здесь же, на лесопилке. Продали частный дом и переехали сюда, потому что надежды на охранников не было. Они пиломатериалы продавали в обход хозяев, грузовиками с территории вывозили, — объясняет Людмила.
По словам собеседницы, четвероногие не единожды помогали их семье. Один раз собаки даже спасли ее супруга от гибели — вовремя разбудили его, когда в доме занялся пожар, предотвратив настоящую трагедию.
Хотелось бы вольеры!
Хозяйка лесопилки делится своими планами на будущее. В первую очередь ей хотелось бы простерилизовать тех собак, которые через эту процедуру еще не прошли — речь о нескольких десятках животных. Хотелось бы и дополнительные вольеры построить. Сейчас мест для новых питомцев в приюте просто нет. Да и чипировать четвероногих тоже надо.
— Вольеры — это деньги. Надеюсь, что теперь на эту сферу обратят внимание, будут помогать приютам, — вздыхает Людмила Зеленина. — Закон приняли новый, может, действительно ситуация улучшится. Запретят жестокое обращение с животными.
Но как бы там ни было, хозяйка лесопилки будет и дальше заботиться о своих питомцах, вне зависимости от наличия или отсутствия помощи. Она долгие годы спасала четвероногих по зову сердца — собственными силами и на собственные средства.
— Когда говорят, что не могут прокормить собак, и выбрасывают их, я в это не верю. Вы же себе готовите еду? — задается вопросом собеседница. — Я когда работникам на обед борщ варю, крошу капусту. Часть на борщ идет, а часть — собакам оставляю. Объедки какие-то, обрезки. Все животным идет.
Напоследок мы просим Людмилу Григорьевну встать рядом с питомцами для группового фото. Она окликает собак, и те несутся к ней на всех парах. Хозяйка лесопилки гладит своих подопечных по круглым бокам, и они тут же разбегаются. В ответ на это Людмила только смеется и разводит руками — такой вот строптивый нрав у обитателей приюта. Да и не пристало человеку обижаться на безобидные проказы животных. Задача человека — братьям нашим меньшим помогать.